Борис Машкин, практикующий специалист: Пришли на рынок всерьез? Потратьтесь на товарный знак
Товарные знаки содержат в себе сконцентрированное представление о фирме. Например, когда мы видим товарный знак волгоградской компании «Эльта», нам не нужно объяснять, что это такое: мы знаем высокое качество ее услуг.
Товарные знаки и знаки обслуживания – объекты интеллектуальной собственности. Те из них, которые подтверждены государственной регистрацией в виде патентов и свидетельств, называют также, наряду с изобретениями, объектами промышленной собственности. Эти активы, как и любые другие, нужно защищать. И ими нужно управлять. Но, прежде всего, необходимо вступить во владение этой собственностью, надлежащим образом зарегистрировав ее, оформить правоустанавливающие документы.
Регистрация осуществляется национальными патентными ведомствами, которые имеются практически во всех странах. Они обеспечивают охрану товарных знаков в границах данного государства. Кроме того, существует и международная регистрация, признаваемая на территории многих стран. Знак действует в течение определенного срока (в России – 10 лет), по истечении которого нужно подтвердить его путем подачи специального ходатайства с уплатой установленной патентной пошлины. Например, волгоградская фирма «Торэкс» утратила право на использование своего товарного знака, поскольку не подтвердила его на очередной 10-летний срок.
Если же фирма «прячется» за чужой товарный знак, благоразумие требует от нас относиться к ней настороженно.
В начальную пору становления рыночных отношений в нашей стране у россиян не было большого уважения к товарным знакам. Хотя таковые обязаны были иметь и действительно имели все государственные предприятия, в соответствии с действовавшим тогда советским законодательством. После принятия в 1988 году в СССР закона «О кооперации» возникшие повсеместно кооперативы принялись изготавливать по образцам всевозможную продукцию – одежду, сумки, бижутерию и т. д. – и ставить на нее престижные, прежде всего, заграничные «лейблы». В ту пору владельцы украденных товарных знаков молчали, понимая, что имеют дело с «мелкотой», которой нужно дать время «опериться». И дождались, начав теперь предъявлять иски российским фирмам.
В настоящее время регистрация товарных знаков является в России делом добровольным. И потому далеко не все отечественные фирмы, предприниматели спешат подтвердить права на свои эмблемы. Достаточно характерен следующий факт: в 2005 году из 45 тысяч заявок, поданных в России на регистрацию товарных знаков, 40% пришлось на долю иностранных компаний. Таким вот образом просвещенные иностранцы обретают преимущества перед россиянами в конкурентной борьбе. Нашим соотечественникам пора уяснить: тот, кто приходит на рынок «всерьез и надолго», должен регистрировать свой товарный знак как средство индивидуализации предприятия, продукции, выполняемых работ или услуг, следуя правилам, которые сложились во всем цивилизованном мире.
Надо признать, что процедура регистрации товарных знаков довольно продолжительна, занимая до двух лет (это не препятствует введению обозначения в гражданский оборот), и недешева. Здесь нужно сказать «спасибо» бывшему премьеру Касьянову: перед его поездкой в США постановлением правительства от 14 января 2002 года размер пошлин за регистрацию товарного знака был многократно увеличен. Сейчас, чтобы продлить действие его на очередной 10-летний срок, нужно выложить 15 тысяч рублей. Тогда как 3 – 4 года назад пошлина составляла 3 –5 МРОТ.
В актуальности проблемы охраны товарных знаков волгоградцы могли убедиться давно, еще до предъявления компанией «Adidas» иска волгоградской фирме «Найс». Наши земляки уже сталкивались с непростыми ситуациями, когда вдруг выяснялось, что названия моющих и отбеливающих средств «Санита» и «Белизна», выпускаемых на наших предприятий, зарегистрированы предприятиями Перми как товарные знаки, а товарный знак «Первое чтение», одноименный с наименованием «покойной» газеты облдумы, принадлежит информационно-коммерческой компании «Интер». Последний случай рассматривался на самом высоком уровне – в Палате по патентным спорам Федеральной службы по индивидуальной собственности, патентам и товарным знакам.
В будущем едва ли удастся избежать подобных конфликтов. Дело в том, что товарные знаки, при своей внешней простоте, весьма сложны как объект интеллектуальной собственности и правового регулирования. Сплошь и рядом мы сталкиваемся с неправомерным их использованием, встречая, например, на вывеске местной компьютерной фирмы широко известный брэнд, хотя бы Windows. Или загляните на автозаправку, над которой сияет неоном вывеска: «ЛУКойл», хотя чек выдается от имени какого-нибудь ООО «Рога и копыта». Спросишь: «На каком основании вы используете чужой товарный знак?» Вам отвечают: «А мы дилеры». Но использование товарного знака правомерно лишь при наличии соответствующего договора, зарегистрированного в патентном ведомстве. В противном случае потребитель вводится в заблуждение относительно происхождения предлагаемого товара либо услуг.
Отметим, что лицензию на использование знаменитого брэнда можно купить сравнительно недорого. Так, компания «Adidas» первоначально предлагала волгоградской «Найс» приобрести право использования своего товарного знака за символическую сумму – $3000. А теперь в случае проигрыша в суде наши земляки рискуют потерять значительно больше.
Использование товарных знаков регламентируется целым рядом российских законов. Прежде всего, законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара». Он основан на Гражданском кодексе, в 138-й статье которого в числе объектов интеллектуальной собственности упоминаются товарные знаки как средство индивидуализации предприятий, товаров и услуг. Там же установлено, что владельцы товарных знаков могут передавать право использования другим лицам по лицензионным договорам концессии (франчайзинга), зарегистрированным в уполномоченных органах патентного ведомства.
Ответственность за незаконное использование товарных знаков как экономического преступления предусмотрена Уголовным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и Таможенным кодексом. Так, в соответствии со ст. 180-й «Незаконное использование товарного знака» Уголовного кодекса возможно лишение правонарушителей свободы на срок до 5 лет. А согласно ст. 14.10 КоАП правонарушители подвергаются административному штрафу в размере до 400 МРОТ с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака.
Записал Олег МАМОНТОВ
|