Как защитить предпринимателей от недобросовестных потребителей?
Закон «О защите прав потребителей» и соответствующие органы часто оказываются, увы, на их стороне. А кто защитит предпринимателей?
Участниками дискуссии стали авторитетные лица, систематически отслеживающие ситуацию на потребительском рынке и возникающие на нем конфликты. А от группы предпринимателей явилась только Марина Гайворонская, торгующая меховыми изделиями: все ее «товарищи по несчастью» вдруг оказались очень заняты. Зато ее частный случай был изучен досконально.
Конфликтная ситуация возникла после того, как жительница Волгограда, купившая в ноябре 2004 года в «Царицынском пассаже» за 24 тысячи рублей у предпринимательницы Гайворонской женское двухстороннее овчинное пальто турецкого производства, в июле 2005 года, уже по истечении гарантийного срока, предъявила претензию к этому изделию. Причем покупательнице удалось заручиться поддержкой комитета по защите прав потребителей и получить соответствующий акт экспертизы от фирмы «Волгоградэкспертиза». Были зачитаны выдержки из этого документа: «Пальто имеет дефекты производственного характера с растрескиванием покрытия, обнажением кожаной ткани и образованием пятен другого цвета».
Руководитель «ОПОРЫ РОССИИ» Алексей Воробьев обобщил ситуацию, пояснив, что в последнее время недобросовестные покупатели часто используют вещь в течение сезона и затем предъявляют претензию, объявляя дорогую покупку товаром ненадлежащего качества. При этом товар нередко умышленно портится.
По словам Алексея Воробьева, в Волгограде уже появились «черные списки» недобросовестных покупателей, которые различные фирмы передают друг другу. Граждан, занесенных в них, часто знают в лицо, им стараются не продавать товары. Это метод незаконный, однако некоторые предприниматели считают, что иного выхода у них нет.
Марина Гайворонская, молодая, привлекательная женщина, казалась расстроенной, задерганной. Ни дать, ни взять «несчастная торговка частная» – героиня куплетов революционной поры. Тем более что, в отличие от последней, торгует она не бубликами, а куда более дорогим товаром, и потому потери велики. Понятно упорство, с каким предпринимательница оспаривает претензию покупательницы. При этом особый упор делается на то, что заключение экспертов «Волгоградэкспертизы» основано только на «органолептических» методах, с использованием одних лишь органов чувств (зрения, осязания и обоняния), без применения приборов. Отсюда последовал вывод о ненадежности принципиально важного вывода экспертов:
– В акте записано: «Механических повреждений, способствующих образованию дефектов, на изделии не обнаружено». А какой прибор определил, механическое это повреждение или производственное?
Из выступления заместителя председателя комитета по защите прав потребителей администрации Волгограда Натальи Лапиной выяснились алгоритмы действий для участников подобных конфликтов. Предприниматель в случае своего несогласия с заключением экспертного органа может обжаловать его в судебном порядке и добиться проведения экспертизы другим экспертным органом (благо таких органов имеется несколько в каждом регионе). О готовности оказывать помощь деловым людям в подобных конфликтных ситуациях заявили участники круглого стола: руководитель Центра экономико-правовой поддержки предпринимателей при Волгоградской торгово-промышленной палате Александр Ларин (тел./факс 23-22-02) и руководитель отдела юридической фирмы «Юрикон-В» Сергей Двужилов (тел. 93-85-17).
Но вообще-то предпринимателям следует не доводить дело до конфликтов и с этой целью проводить предпродажную подготовку товара с его осмотром и выявлением всех несоответствий по качеству. Последние необходимо письменно зафиксировать на ценнике, соответственно снизив цену изделия (такая практика предусмотрена Налоговым кодексом). Еще у предпринимателя есть возможность на основании акта экспертизы предъявить претензию своему поставщику, если товар ненадлежащего качества был получен от него законным путем. Правда, поставщик может предъявить другое экспертное заключение, подтверждающее высокое качество его товара, и тогда останется только судиться.
По словам Алексея Воробьева, чтобы не тратиться на дорогие и изнурительные судебные разбирательства, американские торговые сети просто закладывают в цены своих товаров потери, причиняемые удовлетворением необоснованных требований настырных покупателей. Может быть, когда россияне станут богаче, и у нас такая практика получит распространение.
|