GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Только треть мигрантов обеспечена работой

Защищать мигрантов или защищаться от них? Для Волгоградской области этот вопрос наиболее актуален летом, когда на территорию региона массово прибывают безработные иностранцы. По информации правоохранительных органов, в этом году Волгоград в прямом смысле захлестнула волна мигрантов – лишь третью часть из них предприятия и хозяйства региона способны обеспечить работой. Остальные – как правило, нелегалы, промышляют другими способами, нередко совершают преступления, тем самым еще больше усугубляя свое положение. На минувшей неделе сотрудники милиции и федеральной миграционной службы провели совместный рейд по местам скопления трудовых мигрантов.

Многонациональная область гостям приезжим рада лишь в одном случае – когда те соблюдают российские законы. Пока соотношение нелегальной миграции к законной – примерно 5 к 1. Точнее число нарушителей границы определить невозможно. Половина из тех, кого задерживают на рынках и в волгоградских полях – нелегалы со стажем.

Виктор Павленко, заместитель начальника отдела миграционного контроля УФМС по Волгоградской области: «Легенда у них одна на всех. Все торгуют или выполняют работу какую-то на рынке, грузчики. Частенько лица знакомые, не раз задерживали, налагали штрафы, кого-то даже выдворяли, они опять появляются здесь, налагали штрафы уже на них – опять работают».

Эта борьба длится десятилетиями. И, по мнению начальника ГУВД по Волгоградской области Александра Кравченко, побеждают в этом марафоне вовсе не силовики.

Александр Кравченко, начальник ГУВД по Волгоградской области, генерал-майор милиции: «Я абсолютно неудовлетворен результатами работы по нелегальной миграции. Очень много, область явно перегружена нелегальными мигрантами и пока эффективной схемы борьбы с ними мы не смогли выстроить».

Фермерская земля под Ерзовкой в Городищенском районе. Месяц назад сюда нагрянула милиция. На рабочих-нелегалов составили протоколы. Сегодня – контрольная проверка.

Отсеять законопослушных мигрантов от нелегалов на первом этапе – то есть на этапе прибытия в область – невозможно. Каждому приезжающему дается 90 дней, чтобы оформить разрешение на работу. Этого же времени с лихвой хватает, чтобы затеряться на территории региона и избежать внимания миграционных служб.

Корейцы спешно покидают свои шалаши. Документы не проверишь, остается надеяться, что они все они здоровы и не нуждаются в помощи. Проверяющие продолжают обход.

- Здравствуйте, граждане Узбекистана. Как настроение? Сколько вас тут живет?

Узбеки и корейцы – самые востребованные работники в регионе. Они прекрасные овощеводы, без преувеличения - трудяги. К тому же - народ неприхотливый. Вероятно, для волгоградских фермеров последнее качество – определяющее в подборе бригады. Тех, кто создал для мигрантов комфортные или хотя бы сносные условия, можно сосчитать по пальцам. После двух-трех сезонов, рассказывает Адель, человек начинает, что называется, рассыпаться. Инфекции, болезни суставов и кожи. Но выбор у граждан бывших союзных республик невелик. Денег, которые зарабатывал Адель в Каракалпакии, хватало на 4 мешка муки в год и простенькую одежду для детей. В волгоградском тепличном хозяйстве за сезон получает 50 тысяч рублей – в переводе на узбекские деньги доход неплохой.

Адель, трудовой мигрант, гражданин Узбекистана: «8 часов работаем, 7 часов отдыхаем. Нормально».

- А если кто-то заболел, ваши действия?

- Ну, в Ерзовку или куда-то отвезет.

- То есть работодатель реагирует на эти вещи?

- Да, да.

Далеко не все работодатели ведут себя с мигрантами так. Если фермер взял на работу нелегала, вряд ли он повезет его при необходимости в больницу. Между тем главная опасность, которая исходит от приезжих – возможность заразиться редкими, нетипичными для России заболеваниями. Поэтому каждый иностранец обязан проходить медкомиссию.

Сергей Мелкозеров, заместитель начальника отдела по вопросам трудовой миграции: «Это сертификат об отсутствии ВИЧ- инфекции, заключение инфекциониста об отсутствии заболеваний и заключение нарколога».

Здоровье местного населения – не единственный повод выявлять нелегалов. Ежегодно в отношении иностранцев правоохранители возбуждают уголовные дела. Грабежи, драки, убийства – одни нелегалы уверены, что их не найдут, других подводит злоупотребление алкоголем.

Андрей Сицский, начальник управления МОБ ГУВД по Волгоградской области: «Народ Средней Азии горячий. Мы знаем, они очень часто выясняют отношения между собой. Это не говорит о том, что на национальной почве, просто на бытовой».

Кроме уголовных, волгоградские суды завалены административными делами мигрантов-нелегалов. После обнаружения их должны оштрафовать, а затем принудительно выдворить. За казенный счет. До самого отъезда нелегала нужно содержать в специальном центре.

Александр Кравченко, начальник ГУВД по Волгоградской области, генерал-майор милиции: «В ряде регионов эти центры есть, у нас в Волгоградской области годами не решался этот вопрос, требующий определенных материальных затрат, но тем не менее он необходим. Я вынужден буду обратиться в очередной раз к губернатору и в Думу, чтобы на высшем уровне этот вопрос был рассмотрен».

Вероятно, пока регион не преодолеет экономические трудности, временный центр для мигрантов появится вряд ли. А значит, нелегалов просто будут просить не пропадать до момента выдворения, они будут действовать с точностью до наоборот, а борьба с ними - продолжаться. Борьба исключительно протокольная, а значит, пока малоэффективная. /Автор: И. Емельянчик, Вести-Волгоград. События недели/



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования