В Волге наблюдается рекордный спад уровня воды
Куда делась вода? Ее поиском и вопросом «Что делать?» обеспокоены экологи и речники. За последние полвека в акватории Волги наблюдается рекордный спад уровня воды. В Волго-Ахтубинской пойме стали высыхать водоемы, а Волгоградский речной порт оказался не в состоянии осуществлять перевозку пассажиров на одном из направлений. С рыболовными снастями житель Волгограда Петр Сивников не расстается уже лет 40. Тем более что раньше Волга изобиловала рыбой – делится он историей. Любителей половить было много, да и называли водную артерию Европы самой могучей. Сегодня, говорит рыболов, от былой славы лишь воспоминания. Рыбалка – это теперь, скорее, ритуал, от некогда крупнейшей реки осталось только одно название. Петр Сивников, рыболов: «И рыбы нет, и воды нет. Что тут поделаешь…» В последние месяцы дела плохи у речников тоже. Каждый сброс воды через Волжскую ГЭС и проходящий осенний дождь, пусть и слабый, они воспринимают как манну небесную. Вода здесь стала на вес золота. Несмотря на то, что в районе Центральной набережной Волгограда от одного берега Волги до другого чуть более двух километров, судам приходится разворачиваться буквально на считанных метрах. Больше половины судоходного канала замело песком. - Внимание, пассажиры! По курсу очень мелко, будьте осторожны, держитесь за что-нибудь! Капитан теплохода Дмитрий Живолобов вместо доброго утра по каналам внутренней связи корабля пассажирам желает быть более осторожными. Движение - на предельно низких скоростях. Передвигается судно, как по минному полю – повезет или нет. По словам капитана, каждый выход на воду – это очередной экзамен по вождению. Дмитрий Живолобов, капитан теплохода: «Работаем благодаря мастерству капитанов, потому что впервые такая навигация, впервые у нас воды очень мало. Приходится очень много лавировать, обходить. Приходится испытывать не только возможности корабля, но и свои нервы». Из-за небывалого падения уровня воды в реке существенно ограничено судоходство. Речникам даже пришлось пойти на крайние меры и закрыть одно из популярных направлений – грузовую переправу «Рудня-Сарпинский». Перевозить людей и технику на водном транспорте там просто опасно для жизни – можно сесть на мель. Уровень воды в Волге достиг критического. Обмеление уже привело к тому, что судам, идущим по реке, пришлось поменять фарватер. Сушей оказались сотни гектаров акватории. Там, где еще в прошлом году было русло реки, сейчас выросли настоящие необитаемые острова. И дело это принимает серьезный оборот. Летом гарантированный судовой ход был 4 метра 20 сантиметров. В ноябре отметка опустилась до 3,30. Ближе к берегу глубина куда меньше. Юрий Митасов, заместитель генерального директора ОАО «Волгоградский речной порт»: «Вы видите по причальной стенке, насколько упала вода. Река гибнет. Сброс с ГЭС производится минимальный на сегодняшний момент. У нас есть информация, что дальнейшие сбросы будут еще меньше. Надо проводить дноуглубительные работы, надо выделять деньги уже сейчас. Иначе мы вынуждены будем остановить ряд направлений». Убытки подсчитывают не только грузо- и пассажироперевозчики, разводят руками и берутся за голову экологи. На волоске от гибели тысячи тонн рыбы, а также других речных организмов, которые фильтровали и очищали воду. Сергей Яковлев, заместитель директора государственного научно-исследовательского института озерного и речного хозяйства: «Погибает не только рыба, но и моллюски, и раки». Несколько раз в неделю сотрудники НИИ озерного и речного хозяйства выезжают в Волго-Ахтубинскую пойму. Берут на анализ пробы грунта и воды. Обеспокоенность ученых вызывает нынешнее состояние водоемов. В природном парке пруды и озера обмелели на глазах. Во многих вода отошла от берега на 15-20 метров. Сергей Яковлев, заместитель директора государственного научно-исследовательского института озерного и речного хозяйства: «Резко упал уровень воды в Волге. За последние 20-30 лет не было такого низкого уровня. Соответственно снизился уровень грунтовых вод. Ушла вода из Волго-Ахтубинской поймы, из озер, из ериков». Куда делась вода? Твердого и однозначного мнения у экологов нет. Есть только доводы – отсутствие в верховьях реки водных запасов. Аномальная летняя жара, на удивление теплая и сухая осень. Ученым и перевозчиками остается только уповать на благосклонную зиму. Иначе замора рыбы в водоемах и остановки речного транспорта вряд ли удастся избежать. /Автор: Е. Волокитин/
|