GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Власть считает реальным удвоение регионального внутреннего валового продукта к 2010 году

С докладом «О бюджетном послании главы администрации Волгоградской области на 2005 год» выступил вице-губернатор, начальник главного финансово-казначейского управления администрации области Сергей Сазонов. Он сообщил о намеченных основных ориентирах бюджетной и налоговой политики в 2005 году, являющихся базовыми для составления проекта областного бюджета. В послании отмечен устойчивый рост экономики региона на протяжении трех последних лет, благодаря чему доходы бюджета увеличились в 1,6 раза. На 2004 год в документе поставлена следующая основная задача: для того, чтобы к 2010 году валовой региональный продукт (ВРП) возрос в 2 раза, в 2004 году необходимо добиться его роста не менее чем на 7,5%.

В послании отмечается, что намеченные темпы роста экономики вполне реальны. В этом убеждают следующие цифры: за первый квартал 2004 года объем промышленного производства региона вырос на 8,4%, розничной торговли – на 16%, объем платных услуг населению – на 8,8%. За тот же период заложен существенный задел на будущее путем инвестирования средств в основной капитал: так, рост иностранных инвестиций составил 135%.

Развитие экономики является основой повышения благосостояния населения. За 2003 год, в сравнении с 2002-м, рост реальных денежных доходов населения составил 12%, а начисленная средняя заработная плата одного работника увеличилась на 23%.

Важное значение будет иметь намеченное на будущий год реформирование межбюджетных отношений, определенное концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, которое сформулировано в постановлении правительства Российской Федерации.

Его основным направлением станет предоставление дополнительных бюджетно-налоговых полномочий органам местного самоуправления. Законодательные нормы расходования бюджетных средств муниципальными образованиями будут установлены лишь по ограниченному числу показателей, таким, как зарплата работников бюджетной сферы и оплата энергоносителей. В результате повысятся самостоятельность и ответственность, как региона, так и муниципальных образований.

В 2005 году в результате реформирования налоговой системы ожидается существенное изменение структуры налоговой базы, как на уровне Федерации, так и на уровне регионов. Так, снизится ставка по НДС с одновременной отменой льготной ставки, улучшится налогообложение ресурсов и недр, завершится реформа имущественных налогов (в частности, налог на недвижимое имущество граждан будет исчисляться на основе рыночной его оценки, а не по справке БТИ), будет отменен налог на рекламу, усовершенствован налог на прибыль предприятий, снизится ставка единого социального налога.

Предполагается совершенствование мер административного реагирования в отношении недоимщиков, в частности, улучшение работы по реализации их арестованного имущества для погашения налоговых долгов.

В послании губернатора озвучены основы расходной политики – максимальное удовлетворение потребностей бюджетной сферы, сокращение кредиторской задолженности, своевременные социальные выплаты отдельным категориям населения. Особое внимание будет уделяться развитию жилищного строительства, ипотечного кредитования.

В сфере управления государственным внутренним долгом важнейшим приоритетом признано поддержание рейтинга Волгоградской области как надежного заемщика, который основан на безусловном, полном и своевременном выполнении всех долговых обязательств. При этом в качестве условия сохранения экономической безопасности области была названа защита определенной части статей бюджета и социальных программ от рисков, связанных с выполнением долговых обязательств. Величина государственного долга области будет поддерживаться в оптимальных пределах, а стоимость его обслуживания снижаться, что позволит высвобождать бюджетные средства для финансирования целевых программ.

С докладом «О показателях прогноза социально-экономического развития Волгоградской области на 2005 год» выступил вице-губернатор, председатель комитета экономики администрации области Александр Плотников. Он отметил, что в прогноз заложены основные положения последнего послания президента России к Федеральному собранию и бюджетного послания губернатора. В качестве приоритетной задачи на 2005 год признано увеличение рождаемости и продолжительности жизни населения за счет роста реальных денежных доходов и снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 15%. Достижение этих целей призвано обеспечить улучшение ситуации в реальном секторе экономики с доведением объема валового регионального продукта до 192 миллиардов рублей, или 66 тысяч рублей в год в расчете на одного жителя.

Структура ВРП распределится по отраслям следующим образом: доля промышленности – 30%, сельского хозяйства – 15%, строительства – 8% и транспорта – 8%.

По объему ВРП Волгоградская область среди регионов России занимает 45-е место. Лучше она выглядит на фоне Южного федерального округа, где на ее долю приходится 23% продукции промышленности, 17% налоговых поступлений, 26% вырабатываемой электроэнергии, 27% добываемой нефти (включая газовый конденсат), 65% стальных труб, практически весь прокат черных металлов, 35% шифера и цемента.

Итоги развития области за 5 месяцев 2004 года подтверждают прогнозируемые тенденции. Так, темпы роста промышленности составили за этот период 7,3%. Увеличению ВРП призвано способствовать продолжение политики прозрачности оборотов, особенно в торговле, стимулирование развития малого предпринимательства и снижение налогового бремени. Во внешнеторговом обороте области сохранится соотношение экспорта и импорта в пропорции 3:1, то есть регион останется в большей степени экспортирующим, нежели ввозящим.

Исходя из тенденций развития экономики области, доходы сводного финансового баланса запланированы на 2005 год в объеме 66,7 млрд руб., что составит 35% ВРП. В структуре доходов «удельный вес» налога на прибыль предприятий будет равен 22%, от амортизационных отчислений будет получено 10%, от единого социального налога – 25% и от других налоговых и неналоговых доходов и поступлений во внебюджетные фонды – 43%. В Южном федеральном округе наш регион по сбору налогов выглядит лучше всех, отметил Александр Плотников. В расчете на одного жителя их у нас собирается больше, чем где-либо. Но резервы, по мнению докладчика, использованы еще далеко не все. И главный из них – налог на доходы физических лиц, исчисляемый на основе зарплаты. Ведь реальные денежные доходы населения области определены в сумме 180 миллиардов рублей, и, исходя из этого показателя, поступления подоходного налога должны были бы оказаться в несколько раз больше нынешних.

Расходы сводного финансового баланса определены в сумме 66,8 млрд руб., в их структуре 22% составляют средства, остающиеся у предприятий и направляемые в основном на инвестиции, 6% придется на государственные инвестиции, 5,2% – на субвенции на приобретение угля для льготников, проживающих в домах с печным отоплением, поддержку сельского хозяйства, ЖКХ и транспорта, 8% – на образование, 1,2% – на культуру и СМИ, 5,8% – на здравоохранение и физкультуру, 41,5% – на социальную политику, 5,3% – на правоохранительную деятельность и судебную власть.

Александр Плотников констатировал общеизвестный факт: инвестиционная деятельность в настоящее время осуществляется в основном за счет собственных средств предприятий. На инвестиции в Волгоградской области направляется 16% от ВРП, тогда как в целом по стране этот показатель составляет 19%, а для обеспечения динамичного развития региона должен достигать 25%. Он отметил и необходимость увеличения доли расходов на научно-исследовательские работы, на которые в настоящее время приходится только 0,5% ВРП. Есть надежды на улучшение этого показателя, в связи с тем, что область выиграла тендер на создание центра трансферных технологий.

Из прогнозных показателей, характеризующих рост благосостояния населения области в 2005 году, были названы следующие: увеличение числа легковых автомобилей, находящихся в личной собственности граждан, до 420 тысяч, обеспечение телефонами 80% семей, ввод в эксплуатацию 530 тыс кв. метров жилья, что позволит улучшить жилищные условия 9 тысячам семей, уровень обеспеченности дорогами с твердым покрытием достигнет 85%, природный газ станет доступен для 80% населения, в том числе для 52% селян.

Мэр Волгограда Евгений Ищенко дополнил прозвучавшую информацию о прогнозных показателях развития региона в 2005 году аналогичными данными в разрезе областного центра. По мнению мэра, без инвестиций, в том числе из бюджетов вышестоящих уровней, не могут быть решены ставшие «вечными» городские проблемы. В их числе, прежде всего, было названо строительство второй очереди линии скоростного трамвая, замороженное на рубеже 80-х и 90-х годов. На его завершение требуется 400 млн руб., столько же – на приобретение подвижного состава. В числе других городских проектов, требующих финансовых вливаний из областного бюджета, Евгений Ищенко назвал расширение канализационных очистных сооружений на острове Голодный, строительство троллейбусной линии протяженностью 1,5 км для соединения Кировского и Советского районов, путепровода в Советском районе для борьбы с транспортными «пробками» и ряда школ.

Недостаток средств в городском бюджете Волгограда приводит к недофинансированию многих целевых программ, отметил мэр. Средства выделяются только на самые необходимые программы по здравоохранению и социальной защите населения на уровне приблизительно 70% от утвержденных сумм.

Подтверждением того, что Волгоград вправе ожидать перечисления из вышестоящих бюджетов средств на его развитие, явились озвученные мэром цифры: за истекший период 2004 года на территории областного центра собрано в виде налогов и других обязательных платежей 6,4 млрд руб., что на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года, из них зачислено в бюджет Волгограда 1,4 млрд руб., или 21,9%. Еще более внушительными поступления от Волгограда в бюджеты всех уровней ожидаются в 2005 году: 18,3 млрд руб. Мэр считает, что доля средств, зачисляемых в бюджет Волгограда, должна быть увеличена до 30% собираемых на его территории налогов.

Подводя итоги обсуждению бюджета и прогноза развития области, губернатор Николай Максюта назвал проблемы, требующие решения. В их числе низкий уровень коммунальных платежей, собираемых с населения Волгограда: всего 68% от затрат. Тогда как в районах, в соответствии с правительственной директивой за услуги ЖКХ, с населения взимается 90% от их себестоимости и только в одном городе Волжском – несколько меньше: 86%. И при этом разница между необходимым и реальным уровнем коммунальных платежей не закладывается в бюджет Волгограда. В таких условиях трудно рассчитывать на увеличение трансфертов из федерального центра.

Другая проблема, отмеченная губернатором, – заниженный уровень официальной зарплаты. Например, в Городищенском районе у одного произвольно выбранного предпринимателя без образования юридического лица числится 23 работника, и за каждого перечисляется в пенсионный фонд только 68 рублей из расчета официальной зарплаты в размере 565 рублей. А между тем, областная дума приняла закон о том, что минимальная зарплата должна быть не менее прожиточного минимума – 2200 рублей.

По предложению губернатора члены коллегии приняли оба документа за основу. Затем, после внесения в них поправок, они поступят на рассмотрение областной думы.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования