GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Права волгоградцев чаще всего нарушаются в торговой сфере

Об этом сообщила председатель комитета по защите прав потребителей администрации Волгограда Марина Хаценко на состоявшемся 12 июля брифинге, посвященном итогам работы за первое полугодие 2004 года.

Руководитель комитета акцентировала внимание представителей прессы на следующем: выработана успешная практика судебной защиты интересов потребителей на бурно развивающемся рынке сотовых телефонов, где до последнего времени отмечалось много нарушений. Она просила журналистов довести до сведения волгоградцев то обстоятельство, что сотовые телефоны относятся к технически сложным изделиям бытового назначения, поэтому условия их реализации определены правилами продажи отдельных видов товаров. Сотовые телефоны подлежат обязательной сертификации с простановкой знака соответствия в трех местах: на самом аппарате, на инструкции к нему и на упаковке. В обязательном порядке должен быть указан сервисный центр, куда следует обратиться в случае необходимости ремонта. Кроме того, в правилах продажи отдельных видов товаров зафиксирована обязанность продавца передать покупателю вместе с купленным товаром технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкцию по эксплуатации, кассовый и товарный чеки.

На практике далеко не всегда покупателю передается весь пакет названных документов. Имеют место случаи, когда предприниматели изымают гарантийные обязательства изготовителей, заменяя их своими, сокращенного срока действия. Нередко в документации не указаны юридический адрес и наименование завода-изготовителя. Прозвучала рекомендация в подобных случаях воздерживаться от покупки, благо, товарного голода в стране давно нет.

Были приведены примеры успешного решения споров в судах. Так, ПБОЮЛ Ковтун продал неисправный сотовый телефон, а когда покупатель заявил о расторжении договора купли-продажи, отремонтировал аппарат и долго упорствовал в нежелании возвращать деньги. По решению суда, на предпринимателя была возложена обязанность возместить покупателю материальный ущерб в размере стоимости товара – 6150 рублей, а также выплатить неустойку за просрочку удовлетворения законного требования клиента в размере 2 тысяч рублей и еще 1,5 тысячи рублей – в виде компенсации нанесенного покупателю морального вреда. Кроме того, в бюджет с предпринимателя был взыскан штраф в размере 1,5 тысячи рублей за неисполнение в добровольном порядке законного требования потребителя.

Еще более чувствительные потери понесло ООО «Валента», также не проявившее желания вернуть покупателю деньги за неисправный мобильник: помимо стоимости аппарата в размере 6 тысяч рублей, еще столько же пришлось выплатить в виде компенсации морального вреда, а штраф в бюджет составил 13 тысяч рублей.

Волгоградские органы по защите прав потребителей выигрывали судебные споры и у представителей других сегментов потребительского рынка. Например, у фирмы «Мебель Черноземья», у «одной уважаемой строительной организации», которой пришлось не только устранить существенные недостатки жилья, но также выплатить 20 тысяч рублей неустойки, у торговцев на рынках, ошибочно полагавших, что общие правила работы с покупателями не распространяются на них, у турфирмы «Коралловый берег». Причем последней пришлось вернуть стоимость путевки, равную 38 тысячам рублей, выплатить 3 тысячи рублей в виде компенсации морального вреда и еще 8 тысяч рублей – в виде неустойки.

– Отрицательной судебной практики у служб по защите прав потребителей города Волгограда нет, – подчеркнула Марина Хаценко. – То есть все дела с нашим участием были доведены в судах до логического завершения в пользу потребителей.

Как и в предыдущие годы, больше всего обращений – 1937 за полгода – было связано с торговлей. Второй отраслью, вызывающей много нареканий, остается ЖКХ, затем следует бытовое обслуживание населения. Ожидается дальнейший рост претензий к качеству коммунальных услуг, в связи с приходом в эту сферу частного капитала, отметила руководитель комитета.

Помимо реагирования на жалобы волгоградцев, руководимая Мариной Хаценко служба провела за полугодие ряд плановых проверок соблюдения хозяйствующими субъектами закона «О защите прав потребителей». При этом были охвачены следующие сегменты потребительского рынка: реализация хлебобулочных изделий, мясопродуктов, ликероводочных изделий, детских товаров, телефонов сотовой связи, перевозка пассажиров маршрутными такси и оказание риэлторских услуг. А в настоящее время совместно с другими контролирующими органами городская служба по защите прав потребителей проводит проверку рынков Волгограда. В результате всех этих мероприятий за 6 месяцев было снято с реализации, только в связи с истечением сроков годности, товаров на 2 миллиона рублей.

В ходе проверок были выявлены серьезные нарушения прав потребителей и в сфере услуг. Так, волгоградские туристические фирмы на словах и в рекламных буклетах обещают очень многое, а в письменных договорах порой не оговаривают условий проживания отдыхающих. И в результате наши земляки только после неблизкого путешествия к теплому морю выясняют, с какими неудобствами будет сопряжен их отдых. То есть подобные турфирмы фактически выполняют лишь посредническую услугу, соединяя волгоградцев с южными туроператорами и не связывая себя никакой серьезной ответственностью. Риэлторы в заключаемых ими договорах со своими клиентами очень часто предусматривают штрафные санкции для последних в том случае, если те пожелают раньше оговоренного срока отказаться от услуг. Между тем, потребитель вправе в любое время расторгнуть договор об оказании ему услуги, даже не называя причин и только возместив фактически понесенные расходы по ее предоставлению, в соответствии со ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 32 закона «О защите прав потребителей».

На брифинге речь зашла и о происходящей административной реформе, которая непосредственно коснулась тех, кто призван контролировать ситуацию на потребительском рынке: недавно создана федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Вслед за этим ожидаются другие важные нововведения, отметила Марина Хаценко:

– В связи с созданием новой федеральной службы, будут, естественно, внесены существенные изменения в закон «О защите прав потребителей». Перемены коснутся и муниципальных органов по защите прав потребителей. В любом случае, наши службы без работы не останутся, поскольку практика показала: ежегодно наблюдается рост обращений граждан.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования