Виктор ЖИДКОВ, директор ООО «Жилье будущего»:
ООО «Жилье будущего», которое возглавляет Виктор Жидков, – одно из первых частных предприятий в сфере ЖКХ Волгограда. Наша газета отслеживает результаты работы этого ООО практически с момента его появления на рынке коммунальных услуг в июле 2002 года. За два прошедших года фирма продемонстрировала и гибкость, и живучесть, и явные преимущества перед муниципальными коммунальными структурами. Жилой фонд ей по конкурсу достался далеко не самый лучший: около 15 тысяч квартир на участках бывших ЖЭУ № 18 и 64 в Дзержинском районе Волгограда, на так называемом Ангарском поселке. Пришлось обслуживать квартиры и в немолодых пятиэтажках, и в совсем старых двухэтажных домах. И работать с теми слесарями, сварщиками, дворниками, что достались от ЖЭУ-предшественников. На вопрос о том, что из сделанного за два года он считает главным, Виктор Жидков всегда неизменно отвечает: «Удалось изменить сознание работников, установить с ними партнерские отношения». И в этом он видит главную причину успехов. А успехи ООО «Жилье будущего» налицо. Работников у фирмы около 160 человек, что примерно вдвое меньше, чем у муниципалов, обслуживающих такое же количество жилья. Средняя зарплата, соответственно, вдвое больше – она уверенно перевалила за 6 тысяч рублей и в росте не останавливается. Работа на участке идет практически 24 часа в сутки, и при этом директору никого не требуется уговаривать задержаться для выполнения срочной работы. Виктор Андреевич говорит, что сегодня папка с благодарностями жильцов у него в несколько раз толще папки с жалобами. Жалобы, конечно, не исчезли полностью – слишком уж много проблем с нынешним жилым фондом. Но они единичны и носят совсем другой, «несистемный» характер. В большинстве случаев, с жалобщиками удается решить дело полюбовно, с учетом взаимных интересов. Почему ситуация улучшается? Виктор Жидков считает, что отчасти потому, что ООО правильно реагирует на жалобы и находит средства для кардинального решения возникающих проблем и исключения причин их появления. Взять хотя бы такую больную проблему, как протечка кровель. Жалобами на протечку завалены сегодня все муниципальные коммунальные учреждения. Жидков не ставит на кровли латки, которые, в лучшем случае, простоят полгода, а старается полностью заменить ее всю. Причем использует самые современные материалы и новые технологии. То есть, вместо «текущего» ремонта (в прямом и переносном смысле), делает капитальный. Так, ремонт кровли дома по улице Нильской, 3 обошелся фирме в кругленькую сумму, превышающую 300 тысяч рублей. А всего, только за прошлый год, фирма истратила на ремонтные работы 8 млн рублей, из которых 3,5 млн ушли фактически на ремонт капитальный. Это вовсе не альтруизм, это хозяйский подход и трезвый расчет: на несколько текущих ремонтов одного и того же объекта денег уйдет больше, чем на один капитальный. Но позволить себе подобную самостоятельность в решении проблем коммунальщики-муниципалы не могут – им надо дожидаться, когда еще городская администрация перечислит им деньги на капитальные ремонты. Да и денег у них в целом намного меньше, чем нужно для решения постоянно возникающих проблем. Жидков не стремится контролировать каждый шаг своих работников. За два года, по его словам, ему удалось воспитать у них дух настоящего делового партнерства, дух предпринимательства. За последние полтора года в ООО «Жилье будущего» не было ни одного приказа о дисциплинарных взысканиях за опоздания, невыходы на работу, пьянство. Во всех его бригадах жесткая самодисциплина, установленная самими же работниками. Секрет в том, что все бригадиры являются предпринимателями без образования юридического лица, а бригады выполняют работы по договорам франчайзинга с материнской фирмой. Жидков оплачивает лишь работу по установленному тарифу, за которую бригада отчитывается. Но еще около 50% заработка членов бригады составляет оплата выполнения частных заказов, которых всегда много. Виктор Жидков утверждает, что установленная система оплаты таких работ «левачество» не стимулирует: выгоднее, чтобы оплата заказов проходила «через кассу». Жильцам от этого тоже хорошо – они знают, кому предъявлять претензии. Работники же фирмы делают все, чтобы никаких претензий не возникало. По взаимной договоренности, не все заработанные бригадами деньги «проедаются» – большая часть их тратится на покупку необходимого оборудования, транспортных средств, сотовых телефонов и оплату услуг связи. При необходимости, материнская фирма помогает франчайзинговым бригадам деньгами. Иногда частные заказы трудно отделить от тех работ, которые фирма обязана выполнять по договору. К примеру, жилец хочет срочно заменить неэффективные из-за почтенного возраста батареи отопления или вместо стальных труб, которые еще могут послужить, ставит пластмассовые. Подобные работы обычно выполняются на паях с жильцами. По свидетельству Жидкова, в прошлом году совокупная доля жильцов в таких работах составила около 200 тысяч рублей. В итоге, формируются особые отношения жильцов обслуживаемых фирмой домов и ее работников. Виктор Жидков связывает этот процесс с появлением «семейных сантехников», столь же необходимых каждой семье, как и семейный врач. А сферу ЖКХ он считает сверхгибким сегментом рынка услуг, открывающим безграничные перспективы для предпринимательства. По его мнению, на этом сегменте рынка может быть создано очень большое количество новых рабочих мест, и интересы предпринимателей, работающих здесь, должна защищать общественная организация «ОПОРА», в которой должна быть секция коммунальщиков. Передачу функций по обслуживанию и ремонту жилья в Волгограде частным структурам Жидков приветствует. Но его тревожат стремительность этого процесса и полная неподготовленность работников МУП ЖРЭП к работе в новых условиях. Вчерашние «Афони», считает Виктор Жидков, в одночасье в трудоголиков не превратятся. С ними надо много работать, обучать их азам предпринимательства для того, чтобы они стали полноценными партнерами в бизнесе. А без этого производительность труда в ЖКХ и качество оказываемых услуг повысить не удастся. Нужно, чтобы для всех работников новых частных коммунальных структур, точно так же, как и для работников ООО «Жилье будущего», стали близкими и понятными такие термины, как план продаж, окупаемость затрат, жизнь по доходам… Если же все дело ограничится лишь «организационной» революцией, сама идея передачи ЖКХ в частные руки может быть дискредитирована. Чтобы этого не случилось, Жидков готов делиться своим опытом со всеми, кто этого пожелает. И принимать участие в переподготовке работников коммунальной сферы.
|