Завод тракторных деталей и нормалей теперь ориентирован на предприятия автопрома
Накануне Нового года генеральный директор Волгоградского завода тракторных деталей и нормалей Мияссар Усманов рассказал корреспонденту «НДВ» об итогах уходящего года, о планах на 2008 и более отдаленных перспективах ВЗТДиН.
– Мияссар Хиялисович, что, по вашему мнению, стало главным итогом работы ВЗТДиН в 2007 году?
– Главный результат – значительное увеличение объема производства крепежных изделий для предприятий автомобильной промышленности. Сделать это удалось только за счет существенного повышения качества продукции, ведь у наших новых партнеров требования к этому показателю более высокие, чем у российских тракторных и комбайновых заводов.
Переориентация на нового потребителя была вынужденной, поскольку производство тракторов и сельхозтехники в России сегодня стагнирует и даже сокращается. А вот выпуск автомобилей растет год от года, что видно на примере таких «автогигантов», как КАМАЗ, ГАЗ, ВАЗ, УАЗ. Постоянно увеличивается производство и на крупных моторных заводах, также являющихся нашими потребителями – Заволжском, Ульяновском и Минском.
Хорошо работает Минский тракторный – в этом году он выпустит гораздо больше машин, чем все тракторные заводы России. МТЗ остался в числе наших деловых партнеров.
Замещение основной массы заказов «трактористов» на заказы «автомобилистов» произошло, и это позволило выправить экономическую ситуацию на предприятии.
Далось все это непросто, поскольку работа на конвейеры автозаводов означала не только выполнение жестких требований по качеству, но также и по стабильности поставок. К тому же конструкции крепежных изделий для автопрома серьезно отличаются от тех, что завод выпускал много лет.
– Какие планы у завода на 2008 год?
– Задачи четко определены – у нас ведь разработана стратегия на ближайшие три года. Предстоит увеличить производство крепежных изделий, спрос на которые высок, минимум на 30%. То есть, если в 2007 году мы сделаем их в объеме примерно 6 тысяч тонн, то в 2008 году он должен составить 7,8 тысячи.
Нам нужно увеличивать производство пружин. Их выпуск по заказам железнодорожников надо довести до 30 тысяч комплектов в месяц (в 2007 году больше 18-19 тысяч мы не делали). Также продолжим изготовление цилиндрических пружин для автомобилей, тракторов и комбайнов.
Очень важно для нас возобновление после долгого перерыва производства таких дорогих и ответственных деталей, как клапанные пружины для моторов тракторов и автомобилей. Это сложная продукция, для изготовления которой приходится использовать только высококачественный металл, покупаемый за рубежом. Но «овчинка выделки стоит» – клапанные пружины могут заметно поднять нашу рентабельность.
Мы уже изготовили для Минского моторного завода партию таких пружин, и сейчас они проходят испытания. Готовим еще одну для КАМАЗа.
– А какова стратегия предприятия? Какие задачи ставятся на 2009-2012 годы?
– В нашей стратегической программе предусматривается диверсификация производства. Ваша газета уже писала о том, что мы намереваемся освоить на промплощадке завода производство специальных автомобилей (самосвалов, автоцистерн, пожарных и уборочных машин) на шасси российских или китайских грузовиков.
Такие машины никогда не производятся на конвейерах автозаводов – их собирают по особой технологии на стапелях. Спрос на них высок, и делать их выгодно. Потому этот инвестиционный проект мы считаем актуальным, и он ждет своего часа.
Но все же наши главные планы связаны с развитием производства метизов. Это объясняется нынешним бурным развитием в России автопрома. Растет производство грузовиков, микроавтобусов и внедорожников. А главное – в Россию пошли зарубежные автопроизводители, которые один за другим создают в разных регионах свои сборочные производства.
В Ленинградской области работает завод компании «Форд», сооружается предприятие по сборке автомобилей «Тойота». В Калуге заработало сборочное производство фирм «Фольксваген» и «Шкода». Намечено подписание договоров о строительстве в России заводов «Пежо» и «Фиат» по производству автомобильных двигателей.
И этим, конечно, продвижение зарубежных автопроизводителей в Россию не ограничится. Всем сборочным предприятиям нужны крепежные изделия. К тому же условия соглашений об их создании предусматривают обязательную локализацию производства отдельных деталей и узлов.
Но сегодня ни один из российских метизных заводов не может производить изделия такого качества и таких конструкций, которые бы отвечали требованиям иностранных автомобильных компаний. Значит, им придется модернизировать производство, осваивать новые конструкции крепежа и новые технологии.
Этого требует жизнь, и нам нужно со временем закрепиться на этом очень перспективном рынке.
– Значит, вам потребуется ускорение технического переоснащения производства метизов?
– Разумеется, это очень важно. Весь 2007 год и часть прошлого мы занимались проектами модернизации производства крепежных изделий. И продвинулись довольно далеко. У нас сегодня есть инвестиционные проекты, разработанные с участием трех хорошо известных в мире производителей оборудования для метизных заводов.
Это фирмы из Италии, Германии и Голландии. У каждой из них есть свои сильные и слабые стороны, и нам приходится это учитывать при подготовке окончательного варианта техперевооружения.
Теперь все решит тендер, который мы должны объявить. Как только наши потенциальные инвесторы закончат проработку наших предложений и убедятся в их эффективности, мы его проведем. В соответствии с сетевым графиком, от заключения договора на поставку оборудования до выпуска на нем первой продукции должно пройти не более 36 месяцев.
После технического переоснащения наше метизное производство принципиально изменится. В разы сократится количество единиц оборудования, другими станут и условия труда. Рабочие из нынешних «придатков машин» превратятся в операторов автоматических линий и наладчиков оборудования.
Места новое производство будет занимать меньше, а продукции выпускать в 5 раз больше – не менее 30 тысяч тонн метизов в год. И, конечно, качество и конструкции новых крепежных изделий станут совсем другими, ведь они будут поступать на сборочные производства самых известных автопроизводителей.
А пока, до 2011-2012 года, наша главная задача – выжать все из имеющегося оборудования и стабильно обеспечивать крепежом российские автозаводы.
– Что бы вы хотели бы сказать накануне Нового года работникам своего завода?
– Прежде всего, поблагодарить за хорошую работу. Выполнялась она в нелегких условиях – уходящий год для нас был очень сложным. Вынужденные перемены на заводе порой были болезненными, но необходимыми. Однако с поставленными задачами мы справились.
Я хочу поздравить с Новым годом всех, кто трудится на нашем заводе. Желаю всем счастья, здоровья, производственных успехов, высоких заработков.
Записал Анатолий КОШКИН
|