Регион испытывает потребность в профессиональных рабочих кадрах
Дима Трушик пока только осваивает токарное дело. Он на отлично выполнил задание мастера. Шпилька для крепежа оборудования вполне пригодна для использования в заводском производстве. Дмитрий Трушик, учащийся профессионального училища № 34: «Сейчас токарь хорошая профессия. Много машин. Нужны детали». Такие способные ученики, как Дима, сейчас в дефиците. Желающих осваивать рабочие профессии с каждым годом становится все меньше. Группы набираются с трудом. В профучилищах области обучается всего около 18 тысяч человек. Тогда как 10 лет назад было в два раза больше. Александр Слизов, заместитель председателя комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области, заслуженный учитель РФ: «То, что выпустили в этом году 7,5 тысяч , а на рынке труда 60 тысяч вакансий – это капля в море и нужно подходить по государственному». То, что система профтехобразования сегодня переживает не лучшие времена, не новость, но последствия небрежного отношения к этой ступени образования становятся особенно явным сейчас. Андрей Комлев, директор ГУ областной центра занятости населения: «Рынок образовательных услуг был отпущен. Считалось, что он сам себя организует. Вот и получился дефицит рабочих кадров. В первую очередь требуются строительные специальности, металлургические рабочие». Выпускники вузов и ссузов на рынке труда не востребованы, а высококлассного рабочего кадровикам приходится искать, а то и переманивать из других регионов. К примеру, станочников на завод Баррикады возят из Ижевска и Ростовской области. И сложившийся стереотип низкой оплаты труда рабочего класса тут не причем. Сергей Чаркин, директор по управлению персоналом ПО ФГУП «Баррикады»: «Если сравнивать инженера, который приходит работать после вуза и станочника после училища, то разница оплаты труда в несколько раз в пользу рабочих. Поэтому то, что зарплата - определяющий момент, совсем не так. Сейчас обращают внимание на социальные факторы». Причины сложившейся ситуации на рынке труда - и переизбыток вузов и демографическая ситуация. И даже армия. Большая часть выпускников профучилищ не успевают закрепиться на предприятиях, а после службы на завод возвращаются единицы. Да и сама материальная база училищ уже давно оставляет желать лучшего. Николай Руденко, мастер токарного цеха профессионального училища № 34: «Тут и зарплата и условия для самих учащихся. Ведь все на уровне 70-80-х годов: и оборудование и все. И это нужно обновлять, тогда и результат будет другой». Развитие и модернизация среднего и профессионального образования сейчас выходит на первый план в общероссийском масштабе. Это не нацпроект, но меры предусмотрены значительные. Так Совету Федерации и Госдуме рекомендовано предусмотреть повышение размера стипендий для обучающихся в профучилищах до 600 рублей в месяц. Кроме этого к подготовке специалистов рабочих специальностей предлагается привлекать потенциальных работодателей. Потребность в квалифицированных рабочих кадрах сейчас испытывают практически все крупные промышленные предприятия области. И если ситуация не изменится, в скором времени у станков будет просто некому работать. Поэтому системе профтехобразования особое внимание государства просто жизненно необходимо. И разработка федеральной программы «Рабочие кадры» должна не только изменить положение дел на рынке труда, но и, самое главное, повысить уровень престижа рабочих профессий.
|