GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Большие нагрузки в школе – «за» и «против»

В стране продолжают обсуждать послание Президента России к Федеральному собранию. Как известно, в своей речи особое внимание Дмитрий Медведев уделил школьному образованию. Многие педагоги отметили, что это первый случай, когда на самом высоком уровне о школе заговорили конкретно, а не в контексте общей образовательной системы страны. Это закономерно. Ведь школа – один из самых продолжительных и значимых этапов в жизни каждого из нас. По словам Президента, в ближайшее время в России будет подготовлена национальная образовательная стратегия - «Наша новая школа». Одно из основных ее положений – находиться в школе ребёнку должно быть комфортно: и психологически, и физически. А как чувствуют себя ученики в «нашей старой школе»? Комфортно ли им при тех нагрузках, что существует сейчас? Не слишком ли долго длятся уроки и не многовато ли задают на дом?

Почему нынешние первоклашки уже на второй неделе учебы начинают писать предложения, а алфавит осваивают только к Новому году? Неужели во втором классе ребенок может не только решить, но и самостоятельно составить уравнение? Мы такого в начальной школе не делали! А какие тяжести приходится носить нашим детям в портфелях! И это еще не все, что удивляет и возмущает родителей, чьи дети совсем недавно пошли в школу. Портфель первоклассника Никиты Сафронова, действительно весит никак не меньше пяти килограммов.

- Математика, азбука, прописи, окружающий мир… и труд еще

Учебники тяжелые только в самом прямом смысле этого слова – по весу, считает мама Никиты. Что касается содержания книг, тут она вопросов не задает. Ведь Наталья – не только мама первоклассника, но и учитель в этой же школе. И как многие педагоги считает, что разговоры о чрезмерных нагрузках в школах сильно преувеличены. И если уж говорить об этом, то слово «перегрузки» уместно лишь по отношению к старшеклассникам и только по вине родителей. Речь идет о профильном обучении: ученики 10 и 11 классов выбирают предметы, по которым будут заниматься углубленно. И если родители не помогут своим детям сделать правильный выбор, тут и возникнут чрезмерные нагрузки.

Клавдия Никулина, учитель биологии, лауреат Гранта Президента РФ «Лучший учитель России»: «Выбирает ребенок естественно-научный цикл: биология, химия, физика. Изучает их углубленно. И вдруг родители говорят, не будешь ты агрономом, а будешь юристом. И добавляются еще курсы, репетитор. Вот и перегруз. Если человек идет в 11 класс и не знает зачем, для решения каких своих жизненных целей, то и начинаются шатания: и курсы, и дополнительное образование, и в колледжах учатся».

Параллельное обучение в школе и каком-либо учебном заведении, как оказалось, в Волгограде популярно. Только в колледже управления и новых технологий таким образом учат больше сотни человек. Ученики 10 и 11 классов общеобразовательных школ одновременно являются и студентами – заочниками колледжа. А когда они получают аттестат об 11-летнем образовании, их переводят на 2 курс дневного отделения. Школа сохраняет учеников, колледж получает студентов, и притом - никаких перегрузок, говорят здешние педагоги.

Нина Зайцева, заместитель директора Волгоградского государственного колледжа управления и новых технологий: «Это очень щадящая форма обучения. Мы проанализировали учебный план 10 – 11 классов и наш учебный план и убрали все, что дублируется».

Алексей Акимцев, директор Волгоградского государственного колледжа управления и новых технологий: «Почему это очень интересно? Потому что они получают и общее образование, и осваивают азы своей будущей профессии».

В областном комитете по образованию эта практика тоже показалась интересной. Только по другим причинам. Почему, например, о такой форме обучения не сказано в информационном буклете колледжа? И как решается вопрос с аттестатом о 9-летнем образовании? Ведь идет ли ребенок в 10 класс, или поступает в колледж – в обоих случаях необходим подлинник документа. Сейчас областные чиновники от образования занимаются поисками ответов. Что же касается школьных нагрузок, комментарий в областном комитете по образованию мы получили именно такой, какой ожидали. Существуют нормы, которые регулируют и продолжительность урока, и их количество в неделю, и дозировку домашнего задания. Нормы эти – плод трудов многих специалистов. И если нормы соблюдаются, ни о каких перегрузках и вреде здоровью не может быть и речи. И вообще, в словах «большие нагрузки» нет ничего плохого.

Тамара Кривцова, заместитель председателя комитета по образованию администрации Волгоградской области: «Не было бы чрезмерной нагрузки, и не делали бы вы репортажи о победителях международных олимпиад, и о стобальниках. Ведь это результат нагрузок. Больших нагрузок».

В спорах, есть ли все-таки перегрузки, а если есть, то кто виноват в них, частенько забывают спросить самих школьников, а как чувствуют себя они? Тяжело ли им учится?

Ольга Варламова, ученица 11 класса: «Человек, который стремился пойти в 11 класс, знал, на что идет. Это придает ему оптимизма. Не очень тяжело. Хотя мы историко-правовой класс, и нагрузки у нас больше в сравнении с обычным классом».

И все же статистические данные неутешительны. По словам медиков, сегодня абсолютно здоровых детей в школах - только 5%. Самые очевидные причины - низкая двигательная активность большинства школьников, серьезные нагрузки и нарушение режима дня. То есть, дело не только в плохой экологии или наследственности. Школьные нагрузки, как ни крути, играют свою роль. Именно поэтому о школьниках и их здоровье сегодня говорят на самом высоком уровне.

В ближайшее время в России должна быть разработана новая образовательная стратегия «Наша новая школа». В ее рамках будут разработаны новые образовательные стандарты, меры по повышению статуса учителя и многие другое. Наверняка, не останутся без внимания и новые учебники. Остается надеяться, что в них больше не будет таких вот задач: «У Пети 5 лампочек. Одну он съел. Сколько лампочек останется у Пети. Правильный ответ – Петя не ест лампочек». /Автор: Н. Гордеева/



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования