GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Русские лучше всех усваивают французский…

Во Францию мы въехали с севера. И только ночью припарковались в лагере под Дижоном, в деревушке Шо. Деревушка она только в географическом смысле. Дома с горячим водоснабжением, телефон, развлекательный центр, дороги – все, как в городе. Нас поселили в небольшом здании, где внизу столовая, а на втором этаже – жилые комнаты с двухъярусными кроватями. Бедность студенческой обстановки скрашивают веселенькой расцветки шторы, покрывала, коврики.

Весь наш отряд в тридцать человек, проснувшись во «французской стороне», спешит к восьми часам под лестницу, чтобы узнать, куда сегодня путь держим. А также выслушиваем замечания – пожелания по поведению. После завтрака, а это всегда кофе с бутербродами, расходимся группками по 5-7 человек на занятия по языку. Мы, учителя, наблюдаем, как наши волгоградские непоседы увлеченно внимают новым наставникам, слушая чистейшую французскую речь. Поскольку преподаватели в группах менялись, дети могли слушать разные выговоры, интонации и т.д. Превосходный двухнедельный языковый практикум подарили нам бургундцы! Французские учителя находят, что на их родном языке лучше всех говорят русские и поляки.

Промелькнувший урочный час сменяют экскурсии по северному департаменту страны – Бургундии. Есть в местечке Кло-Вожо сохранившийся средневековый замок. Кто им владел, никто не помнит. Но известно, что неподалеку жили монахи, успевавшие и ревностно молиться, и усердно трудиться на виноградниках. Так, с монашеской помощью, здесь появился известный во всей Франции центр виноделия. Члены любого клуба стараются «осветить» свои ряды звездами. Земными, конечно. Сама Катрин Денев, гордость французского кино, – почетный член общества виноградарей и виноделов, иногда приезжает в Кло-Вожо на веселый осенний праздник виноградной лозы.

С другими, не менее известными личностями страны мы познакомились в Музее фотографии в Шалон-Сюрсоне. Как мало мы знаем о пожарном деле, выяснилось в Музее пожарников. Захватывающие подробности о людях, «горящих» на работе, волновали и удивляли. В музеях, для полного понимания, волгоградские учителя переводили детям все тонкости экскурсоводческого текста. За последние десять лет, как сказал гид, самыми престижными называют профессии экстремального профиля (пожарник, спасатель, водолаз, охранник). Хотя врачи, учителя, юристы, менеджеры высшего звена получают не меньше.

Городок Бон в пригороде Дижона – неизменное место посещения в гостевой программе. Островерхий дом, крытый цветной черепицей, ничем не выделяется среди таких же. В нем находится хоспис, основанный супругами Гигонь. Нам показали отделения для бедных и богатых, аптечную лавку, холл для общения, небольшой зимний сад. Просторный коридор смыкается с часовенкой, и лежачие больные отчетливо слышат молитвенную службу. Об отношении медперсонала к больным можно бы и не говорить: следовать клятве Гиппократа – святое для всех медиков. Но у госпитальных врачей необычные приемы общения с пациентами. О самочувствии их расспрашивают кратко, а на доверительные беседы о семье, о погоде, о прочитанном,- времени не жалеют. Много шутят, словом, отвлекают больных от мрачных дум и переживаний.

Помимо «урока милосердия и профессионализма», мы побывали и на иных уроках. Мне помнится, как светилась от чистоты и радости 20-я школа, встречая хлебом-солью французских гостей на 60-летие Сталинградской битвы. В Дижонском колледже к нам отнеслись сначала равнодушно и даже несколько настороженно. Сдержанное общение в рекреации переросло в шумный обмен адресами. Нас с французскими ровесниками объединила любовь к живой переписке.

На уроке истории-географии (у них это «два в одном») мы просто сидели и смотрели, как ученики с нескрываемым неудовольствием писали в контрольных листах. Устали, наверное, ведь учебный год в колледже длится до конца июня. Некоторое оживление возникло, когда русские показывали на карте границы СНГ. А вопрос французского школяра прозвучал просто анекдотично: «Волгоград от слова «Вольво» происходит?».

И совсем курьезно началось знакомство с нашим городом на совместном уроке информатики. Французы находили в интернете волгоградскую картинку, а россияне рассказывали о ней. Первое, что выплыло на мониторе, – вещевой рынок! Наши быстренько убедили французских сверстников, что это не самое интересное в городе-герое на Волге. Думаю, что пояснения к видам Центральной набережной Волги, площади Павших борцов, мемориала на Мамаевом кургане заинтересовали французских подростков.

Мне и моим коллегам понравилось, что дети не весь урок сидели за компьютером, часть времени они собирали вентиляторы. Как специалист, не могу не отметить, что технических средств обучения и педагогических методик у французских преподавателей больше, чем в нашей специализированной школе. Но души в свою работу они вкладывают меньше.

Готовя своих подопечных к поездке во Францию, я учила их, как рассказать о себе и своей семье, о городе, сообщить о своих надобностях. Говорила, что Эйфелева башня, бульвары и блеск вечернего Парижа – это далеко не вся Франция. В этой прекрасной стране есть проблемы, серьезные и трудноразрешимые. Одну из них, межнациональную рознь, волжане ощутили, побывав на бесплатном концерте в неблагополучном районе Дижона. В Европе профессиональные музыканты время от времени дают благотворительные концерты. Первое отделение – инструментальная музыка, второе – любимые песни. Среди слушателей – алжирцы, турки, марокканцы. Их дети шумят, бросают мяч в публику. Женщине, «арестовавшей» мяч до конца представления, воинственные мальчишки-эмигранты угрожали расправой, оскорбляли. Французы открыто говорят: «Мы их не любим. Наша нация много трудится, но живет скромно. Выходцы с Востока, которых еще де Голль пригласил в страну, дал им жилье и работу, ничего не делают, а живут лучше нас, богатея на продаже наркотиков, на игорном бизнесе и проституции». Детей в нефранцузских семьях всегда много, но воспитывать их по-европейски родители не умеют и не хотят, чем осложняют жизнь коренным жителям. Взаимная неприязнь, безработица среди молодежи, высокие налоги – сегодняшние трудности Французской Республики. Французов выручают во многих житейских перипетиях природное жизнелюбие, солнечное восприятие окружающей действительности.

В этой поездке мне пришлось общаться с коллегами, с обычными людьми, чиновниками из мэрии. С кем бы я ни говорила, отношение к Америке у французов однозначно: «Граждане Франции негодуют. Нам навязывают все американское, тогда как наша страна достойно вписывается в мировое сообщество, предлагая выдающиеся проекты и технологии».

К россиянам отношение другое. У старшего и среднего поколения – явный интерес к нашей жизни, культуре. В Ассоциации работали люди, от души старавшиеся помочь, поучаствовать в нашем приобщении к французской культуре. Некоторые приезжали всего на несколько часов. Молодежь к России безучастна и прохладна, но… до первого знакомства с нашими людьми. Например, Николя, приезжавший к нам в лагерь из Парижа просто пообщаться, пламенно влюблен в Москву и в русских с тех пор, как он с родителями побывал в России на параде Победы.

Наш каждый день, кроме пятницы, был расписан так: с 12 до 18 часов – экскурсии, обед на свежем воздухе в парке или другом красивом месте, ужин в 19 часов вечера. Кормили обычной французской едой: мясо, много зелени, салаты, соусы, спаржа, не всем пришедшаяся по вкусу. Учителя и два шофера из Интуравто отдыхали за ужином подольше, пригубливая отличное божоле или бургундское. Взрослых угощали также лягушачьими лапками. Есть можно, но оставим этот деликатес французским гурманам.

По пятницам дети жили во французских семьях, а мы, учителя, были свободны. Поразительно четко планировался этот семейный день. Заранее составлялись программы дел и развлечений, действовала связь по сотовому с мэрией и нашими учителями. Кстати, во Франции у фермеров принято на лето брать детей из детдомов. Деревенский воздух, здоровое питание, посильный труд вместе с хозяевами и, конечно, развлечения.

Наше пребывание в Бургундии завершилось приемом в мэрии и Генеральном совете. По этому поводу мэрия выпустила газету. Казначей из Общества российско-французской дружбы отчитался перед городской властью за израсходованные средства. На прощальном вечере мэр говорил о роли Бургундии для нации, спрашивал наших учащихся об их интересах и планах на будущее. В ответном слове Таня Гончарова сердечно поблагодарила хозяев за прекрасную возможность узнать Бургундию и ее жителей, спросила об условиях обучения русских студентов во Франции в рамках сотрудничества. На совместном концерте звучали разученные на французском языке песни. Особенно приятное впечатление оставили «Подмосковные вечера».



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования