На Совете безопасности рассмотрели проблему незаконного строительства в регионе
Несовершенство градостроительного законодательства и отсутствие единой системы учета и контроля над строящимися объектами – основные причины самовольного строительства в городах и населенных пунктах Волгоградской области. До 220 объектов незаконного строительства выявляется ежегодно на территории региона. Зачастую они не соответствуют правилам пожарной безопасности и санитарным нормам. А иногда и просто небезопасны. Участились случаи, когда владельцы, получив разрешение под индивидуальное строительство жилых домов, на самом деле возводят торговые павильоны, офисные здания, производственные помещения. И здесь возникает два простых вопроса. Первый – почему так легко нарушается закон? И второй – неужели так легко уйти от налогов? В том числе и эти едва ли не риторические вопросы обсуждались в кабинете главы области Николая Максюты на заседании Совета безопасности региона. Формально тема заседания звучала так: «О мерах по пресечению самовольного строительства в городах и населенных пунктах Волгоградской области». На этот раз заседание Совета безопасности региона инициировало областное управление государственного строительного надзора. Повод для серьезного беспокойства очевиден для ведомства - застройщики, которых можно причислить к так называемым «самовольщикам», за последнее время все чаще находят возможности обойти закон и в судебном порядке признать свою самодеятельность соответствующей всем нормам. Михаил Норкин, начальник управления государственного строительного надзора администрации Волгоградской области: «В последнее время при не меняющемся объеме самовольного строительства в год 200-220 объектов, растет количество признания права собственности на такие объекты. И, прежде всего, судами, что позволяет собственникам эксплуатировать такие объекты в соответствии с гражданским кодексом. Эти объекты находятся в небезопасном состоянии, а некоторые в предаварийном состоянии». Варианты решения проблемы есть. Но отчего-то они не действуют. Этот упрек звучал, в том числе, и в адрес органов местного самоуправления. Например, в случае, если вместо заявленного жилого дома строится большое офисное здание, и этот факт очевиден, полномочия госархстройнадзора ограничены смехотворным штрафом в 5 тысяч рублей. Выплатить его владельцу здания, стоимость только строительства которого тянет на 40 миллионов – не сложно. А вот в суд может обратиться только сам орган местного самоуправления. Попросту говоря, мэрия. Но такой практики в Волгограде, как впрочем, и в других городах области - нет. Николай Максюта, глава администрации Волгоградской области: Так как на жилой дом. Жилое строительство не требуется проекта…. Просто строй как хочешь. - Есть замечания. Но когда же мы их устраним? - Мы уже видим, что город превращается в какой-то балаган. Вот по Второй продольной посмотрите. Посмотрите проспект Жукова, что справа и слева строится. Не поймешь, кто что строит. Понять, действительно непросто. Проспект Жукова. По документам это здание с вывеской «аренда» - индивидуальный жилой дом. То есть, строение не более 3 этажей в 12 метров и на одну семью. Вместе с представителем госархстройнадзора вспоминаем Козьму Пруткова – если на клетке с тигром написано верблюд – не верь глазам своим. Александр Сторожук, первый заместитель начальника управления государственного строительного надзора администрации Волгоградской области: Я так понимаю, что мы с вами стоим напротив жилого дома. То есть, вы видите очевидно офисное помещение, явно торговые будут площади. В руках Александра Сторожука – список объектов-нарушителей. Листаем одну страницу за другой. Далее по проспекту Жукова – еще три здания. По документам – также жилые дома. Неверно оформленная документация, конечно, не тянет на серьезную статью и соответствующее наказание. Но – жилой дом по документам и офисное здание или гостиница в реальности предполагают кроме прочего совсем не одинаковое налогообложение. И как минимум, возникает вопрос – является ли в перспективе уклонение от уплаты налога на прибыль столь же несерьезным нарушением? Губернатор уверен – требование пополнение казны, из которой идет финансирование сотен льгот для малоимущих, должно выполняться самым однозначным образом. У руководителя управления госархстройнадзора своя точка зрения на эту проблему. Узкоспециальная, но касающаяся многих из нас самым непосредственным образом. Так что же делать? Официально-бумажная точка зрения выглядит так: изменить положение к лучшему может скорейшее применение разрабатываемых генеральных планов и правил землепользования и застройки городов и поселков Волгоградской области, которые должны стать единым руководством к действию для всех уровней власти. Самой важной здесь, пожалуй, является фраза – единое руководство к действию. /Автор: И. Медведева/
|