ФИНАНСОВЫЕ КОНТРОЛЕРЫ РОССИИ ОПРЕДЕЛялиСЬ В ВОЛГОГРАДЕ СО СВОИМ МЕСТОМ
Забегая вперед, сразу отметим, что конференция оказалась достаточно продуктивной: в принятой на ней резолюции содержится программа конкретных действий, призванных в процессе реформирования системы органов местного самоуправления России повысить значение независимого финансового контроля на муниципальном уровне. Хотя обсуждение на конференции проблем деятельности муниципальных контролеров часто казалось попыткой решения задачи со многими неизвестными. Как подчеркнули в своих выступлениях председатель комиссии Совета Федерации по взаимодействию со счетной палатой Сергей Агапцов и спикер Волгоградской областной думы Роман Гребенников, на федеральном уровне до сих пор не принят закон о государственном финансовом контроле. И это, несмотря на то, что соответствующие законы, подготовленные законодательными органами субъектов Федерации, уже действуют в нескольких регионах, в том числе и в Волгоградской области. Кроме того, предполагается дальнейшая доработка федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который должен вступить в действие 1 января 2006 года. Понятно, что от конкретного содержания этих законодательных актов будет весьма существенно зависеть содержание деятельности муниципальных контрольно-счетных органов. Равно как и само их существование. Вот почему одним из участников конференции было с места высказано такое мнение: «Мы с вами делим шкуру неубитого медведя». – А о чем, собственно, весь сыр-бор? – вправе спросить рядовой гражданин, которому никогда не приходилось сталкиваться с муниципальными финансовыми контролерами. Ответ на этот вопрос можно было услышать в выступлениях многих участников конференции. Наш именитый земляк Сергей Агапцов в своем докладе отметил тот факт, что в условиях происходящего в течение последних лет передела собственности четкая система государственного и муниципального контроля служит препятствием незаконному присвоению имущества. Кроме того, реальной угрозой государству является, по его мнению, нецелевое использование бюджетных средств, с чем также призваны бороться финансовые контролеры. О масштабах проблемы свидетельствует цифра, озвученная им: в 2003 году контрольно-счетная палата Российской Федерации выявила незаконное использование бюджетных средств на сумму 200 миллиардов рублей, из них 8 миллиардов удалось возместить. Об успехах волгоградских финансовых контролеров рассказал заместитель председателя Союза муниципальных контрольно-счетных органов России, руководитель контрольно-счетной палаты Волгоградского горсовета Владимир Гордин. Только в результате проверки 7 автостоянок, арендующих городскую землю, удалось обеспечить дополнительный доход городского бюджета в размере 789 тысяч рублей и устранить серьезные нарушения: самовольный захват земли, задержки с внесением арендной платы. Волгоградские контролеры проанализировали ситуацию с арендой муниципальной недвижимости и установили, что ставки арендной платы, поступающей в городской бюджет, были значительно, порой в 10-13 раз, ниже, чем за аналогичные помещения, находящиеся в частной собственности. Они поставили вопрос о повышении арендных платежей и добились его решения. Впрочем, по вопросу использования муниципального имущества на конференции прозвучала и иная точка зрения. Заместитель председателя Союза муниципальных контрольно-счетных органов России, руководитель счетной палаты Тюмени Геннадий Салов заявил о том, что не следует жестко увязывать размеры арендной платы за муниципальную недвижимость с уровнем платежей за частные помещения. По его мнению, пониженные муниципальные ставки – это форма помощи малому бизнесу, который без нее зачастую может просто не выжить. В условиях отсутствия на сегодня единообразия в организационных основах деятельности муниципальных контрольно-счетных органов в разных регионах, участники конференции утвердили проект примерной статьи устава муниципального образования, касающийся органа внешнего финансового контроля. Кроме того, они создали рабочую группу по разработке до 1 июля этого года рекомендаций для муниципальных образований по принятию положения о контрольно-счетном органе. Участники конференции решили обратиться в Совет Федерации с предложением о внесении изменений в статью 38-ю «Контрольные органы муниципального образования» федерального закона № 131. В предложенном тексте этой статьи говорится о том, что данные органы осуществляют «внешний муниципальный финансовый контроль, в целях предупреждения, выявления и пресечения незаконного, нецелевого, неэффективного использования муниципальных финансовых и материальных ресурсов». Вопрос о редакции другого пункта той же 38-й статьи был решен в ходе жарких споров. Подавляющим большинством голосов участники конференции проголосовали за такой его текст: «Контрольно-счетный орган муниципального образования создается представительным органом местного самоуправления как юридическое лицо и подотчетен ему». Они посчитали неосновательными горячие возражения своего коллеги, начальника отдела контрольно-счетной палаты Саратовской городской думы Алексея Орнатского, который настаивал на том, что представительный орган никогда не согласится с идеей о наделении контрольной палаты статусом юридического лица, а, скорее, упразднит ее. В знак протеста, Алексей Орнатский заявил о своем выходе из рабочей группы по разработке рекомендаций для муниципальных образований. Потребовала отдельного голосования еще одна фраза той же 38-й статьи: «Компетенция контрольно-счетного органа муниципального образования, наименования должностей и порядок назначения на должность его руководителя определяются в уставе муниципального образования». Ее утвердили. В итоге, конференция предложила Совету Федерации довольно либеральный проект закона, оставляющий много простора для местных инициатив. Видимо, участники форума сочли достаточным законодательно закрепить, на их взгляд, самое главное: а именно, положение о том, что, как общее правило, в муниципальных образованиях должны создаваться контрольно-счетные органы, независимые от исполнительной власти, реально распоряжающейся финансовыми и материальными ресурсами, «внешние» по отношению к ней. Хотя из этого общего правила неизбежны исключения. Так, председатель городской думы города Шахты Ростовской области Светлана Автономова заявила о том, что в ее дотационном на 72% городе просто нет средств на содержание муниципального контрольно-счетного органа, поэтому она рассчитывает на помощь со стороны ростовской контрольно-счетной палаты. Сходную точку зрения высказал заместитель председателя контрольно-счетной палаты Москвы Андрей Орлов. По его мнению, нецелесообразно создание контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях, которые дотируются более чем на 50%. Николай Столяров, исполнительный секретарь ассоциации контрольно-счетных органов России, тоже коснулся этого вопроса, заявив о нецелесообразности создания подобных структур «в каждом селе». Нельзя не признать актуальность суждений на эту тему, поскольку в самое ближайшее время, в соответствии с федеральным законом № 131, число муниципальных образований может вырасти, по оценке председателя Союза муниципальных контрольно-счетных органов России Ирины Можей, в 6-10 раз. Контрольно-счетным органам следует добиваться успехов не своим числом, а качеством своей работы. Для этого они должны выполнить свое предназначение: стать достаточно сильными и независимыми органами контроля за исполнительной властью. – Результативность деятельности палат выше там, где они по-настоящему независимы, – подчеркнул Николай Столяров. – И эта независимость не в том, что они дистанциируются от власти, а в том, что сами выбирают объекты для проверок, сами подбирают свои кадры.
|