Волгоградский тракторный входит в эпоху своего третьего рождения
В тот день ВГТЗ посетили первый вице-губернатор Владимир Кабанов, первый вице-мэр Анатолий Кращенко, председатель Волгоградского горсовета Павел Карев, директор научно-исследовательского автотракторного института (знаменитый НАТИ) академик Николай Щельцын, основной акционер предприятия Сергей Генералов, руководители местных банков. Вниманию гостей на обширной площадке на территории завода, что сразу за проходной, были представлены образцы продукции предприятия: опытный экземпляр трактора ВТ-100 и уже запущенный в конце прошлого года в серийное производство ВТ-150, а также изготовленные по заказам военных медицинский бронетранспортер для перевозки раненых и самоходная противотанковая пушка «Спрут». Из распахнутых настежь окон заводских корпусов на посетителей с волнением смотрели заводчане, понимавшие: решается судьба предприятия, и решают ее именно эти люди. Основной разговор состоялся в просторном кабинете генерального директора ОАО «ВГТЗ» Геннадия Студенского. Его хозяин не стал скрывать всей серьезности нынешней ситуации, признав, что в своем нынешнем виде производственная деятельность завода продолжаться не может. Об этом свидетельствовали названные им показатели работы ВГТЗ за последнее время: коллектив, насчитывающий 6700 человек, выпустил за 5 месяцев продукции на 900 миллионов рублей – это 40% к итогу прошлого года. А всего в этом году объем производства должен составить 1400 миллионов рублей. При этом кредиторская задолженность превышает 0,5 миллиарда рублей. Такой же внушительной суммой выражается полученный за 2003 год убыток. Есть два пути дальнейшего развития событий, считает гендиректор. Первый, наиболее простой и наименее затратный, – закрытие предприятия и распродажа его имущества для расчетов с кредиторами. В результате тысячи работников завода и их семьи останутся без средств к существованию, а производство тракторов в России практически прекратится, поскольку на родственном алтайском предприятии ситуация еще более тяжелая. Второй путь, более сложный и затратный, предусмотрен программой развития ВГТЗ, рассчитанной на 12-14 месяцев. За это время предполагается выйти на «точку безубыточности» и далее работать с прибылью, для чего выпуск продукции должен увеличиться вдвое и достигнуть 3 миллиардов рублей в год. Разработан инвестиционный проект, который направлен на развитие мощностей заводской металлургии, концентрацию производства на основной площадке предприятия и реализацию непрофильного оборудования. Уже к концу этого года предполагается полностью прекратить выпуск устаревшего ДТ-75, на долю которого приходится ныне 80% продукции завода. На смену ему придут энергонасыщенные трактора нового поколения: ВТ-100, ВТ-150 и ВТ-180. Их отличают улучшенные основные характеристики: увеличенная до 120-150 л. с. мощность, усиленная ходовая система, более высокие транспортная скорость и производительность, большая экономичность в расходовании топлива и отвечающая современным требованиям комфортность. В течение 3-4 лет должен быть полностью освоен новый модельный ряд тракторов. На ближайший же период намечается осуществление двух этапов модернизации производства: на первом серийный выпуск трактора ВТ-150 должен быть увеличен до 200 машин в месяц, а на втором будет на 80% модифицирована кабина трактора для существенного повышения ее комфортности. Кроме того, запланировано в ближайшие месяцы, до конца четвертого квартала, увеличение в несколько раз чугунолитейного производства, до 200 тысяч тонн в год, что позволит сделать его безубыточным. Для осуществления программы в течение ближайшего года потребуются инвестиции в объеме 120 миллионов рублей, которые будут направлены на расширение производства трактора ВТ-150. Проанализировав структуру тракторного парка страны, Геннадий Студенский констатировал несбалансированность, дефицитность ее по тракторам четвертого класса, к числу которых относится новая заводская машина ВТ-150. На основании этого он сделал вывод о том, что новинка будет востребована. Это подтверждается и уже поступившими заявками потребителей. Успешное осуществление задуманного будет в немалой степени зависеть от создания вокруг завода «зоны лояльности», то есть от благожелательного отношения к начинаниям заводчан, отметил Геннадий Студенский. От этого выиграют и предприятие, и регион, поскольку в случае выполнения намеченного завод сможет уже в 2005 году выплатить в бюджет 300 миллионов налогов. Кроме того, львиная доля средств от реализации продукции завода остается в регионе в виде выплаченной зарплаты, налогов, платежей энергетикам и смежникам. – Производственная программа очень тяжелая, – подчеркнул гендиректор. – В России еще не было примера, чтобы предприятие, имея убытков на 0,5 миллиарда, ставило целью достижение за 12-14 месяцев таких результатов. Тем не менее, анализ возможностей завода, его технического потенциала и кадров показывает, что это вполне реальная задача при условии получения необходимого финансирования. Фактически, это программа третьего рождения завода. Несколько по-другому оценил программу директор НАТИ Николай Щельцын. По его мнению, в ней недостаточно учтена ситуация на рынке и не принята во внимание конкуренция со стороны таких известных предприятий, как Алтайский, Петербургский (бывший имени Кирова), Харьковский и Минский тракторные заводы. Он высказал также суждение о том, что наладить выпуск тракторов мощностью свыше 150 л. с. на ВГТЗ на базе серийных агрегатов будет затруднительно, поскольку на предприятии давно не менялась агрегатная база. Генеральный директор ОАО «Волгоградагролизинг» Александр Беляев поддержал замысел перехода на выпуск современных машин, заявив, что «всем понятно, что дешевого трактора не бывает». Главный акционер ВГТЗ Сергей Генералов сообщил о том, что уже состоялось решение о направлении инвестиций на осуществление программы возрождения завода. Он выразил уверенность в том, что в сотрудничестве с городом и областью заводчанам удастся осуществить намеченное. Первый вице-губернатор Владимир Кабанов заявил о поддержке программы возрождения ВГТЗ – «градообразующего предприятия, без которого нельзя представить Тракторозаводского района». По его мнению, нельзя допустить остановки завода, поскольку «мало осталось предприятий с такой глубиной производства». Если же это случится, предупредил он, то снова собрать коллектив и вдохнуть жизнь в ВГТЗ будет невозможно. Что же касается заводских планов перехода на выпуск новой продукции, то вице-губернатор выразил полную уверенность в том, что нельзя больше делать ставку на ДТ-75 – надо выпускать более современные машины. Подтверждая стремление всемерно содействовать осуществлению программы развития ВГТЗ, Сергей Генералов, Владимир Кабанов и первый вице-мэр Анатолий Кращенко в конце совещания подписали трехстороннее соглашение о долгосрочном социально-экономическом сотрудничестве между администрациями ВГТЗ, Волгограда и Волгоградской области. Как сообщили в пресс-службе завода, в рамках этого соглашения область будет способствовать развитию лизинговых программ, облегчающих крестьянам условия приобретения тракторов ВГТЗ, а город будет приобретать трактора со специальным навесным оборудованием для строительства дорог, уборки снега и иных коммунальных нужд.
|