На Земле Обетованной автобусы в субботу не ходят
Автостанция или… супермаркет?
Тель-авивскому аэропорту позавидует, пожалуй, любой аэропорт Москвы.
Вспомните, уважаемый читатель, где вы коротали время перед посадкой в самолёт? Как правило, в не очень просторном скучном помещении, где зачастую и присесть-то негде. А теперь представьте огромный круглый зал, по окружности которого – десятки магазинчиков и баров. В центре – бассейн, куда сверху падают водные струи. Мягкие кресла. А к посадке вы пройдете по одному из 4 коридоров, где в каждом - помещения, порой очень нужные перед полётом.
Коль уж мы заговорили о транспорте, не могу не рассказать о тель-авивской междугородной автобусной станции. Это не как у нас: серое здание, у касс нервно толпится народ, а затем гурьбой вываливается на посадку. Автобусная станция в Тель-Авиве – это, по сути, шестиэтажный супермаркет, где на каждом этаже пестрят многочисленные яркие витрины с одеждой, галантереей. Уйма мест, где можно съесть пирожное, выпить сок и т.д. А где же, спросите вы, автобусы? Оказывается, вне здания к каждому этажу ведет своя асфальтовая дорога. И вы, спокойно допив кофе, через специальный выход садитесь в прибывший автобус, покупаете билет. Занимает же эта процедура считанные минуты…
И ещё. В каждом автобусе (основной вид транспорта в Тель-Авиве), маршрутке (такие же, как у нас) – кондиционеры. Я, грешным делом, заходя в автобус после 36-38 градусов жары (обычная температура в августе), даже садился подальше от прохладных потоков, боясь простудиться…
Уже не говорю о прекрасных автомагистралях, нередко с подсветкой, об удобствах для пассажиров (в автобусах нет ступенек, специальные места для инвалидов) и т.д.
Древние камни Иерусалима
Наверное, самое большое потрясение испытываешь от посещения Иерусалима, столицы Израиля. Как сейчас помню: за окнами автобуса живописные рощи диковинных растений-южан. Начинается подъём вверх по извилистой дороге. И вдруг перед взором вид на семь величественных холмов города-легенды. А уже после, со смотровых площадок открывается незабываемая картина: Вифлеем, кварталы старого города, тысячи древних построек… Четырёхтысячная история города предстаёт перед тобою на каждом метре этой священной земли.
По Иерусалиму проводят несколько экскурсий. Та, на которой был я, называется «Иерусалим – центр 3-х религий». Я обнимал камни стены Плача; был в мусульманском квартале, при входе в который очень строгий досмотр (никакой израильской символики), а затем надо держаться вместе; у гроба Господня, поднимался по ступенькам к месту распятия Христа… Чувства, которые при этом испытываешь, передать невозможно. Забыть – тоже.
Уже во второй раз побывав в Иерусалиме, я посетил известный во всем мире музей жертв Холокоста. О том, как зверствовали гитлеровцы, написано и сказано много. Но одно дело – прочесть или услышать, и совсем другое – увидеть.
Музей жертв Холокоста – шести миллионов замученных евреев – потрясает. Здесь десятки тысяч документов, фотографий, кадров немецкой кинохроники, выступления на телеэкранах выживших узников. Но самое страшное – вещи миллионов замученных.
В одном из залов в полу, в нишах, груды погрубевших от времени туфель, ботинок, детских тапочек тех, кто их носил, кого отравили в газовых камерах. А вот под стеклом косичка замученной девочки, игрушечная кроватка, очки, зеркальце. Пряди волос…
Особенно потрясают два последних зала. В полутьме идешь по узкому коридору, а на стенах и на куполообразном потолке - сотни фотографий убитых людей. Ниже – стеллажи с сотнями тёмных толстых томов. В каждом – тысячи имен жертв Холокоста, а в целом – несколько миллионов. И ещё есть место для новых томов…
И детский зал. В темноте стены переливаются огнём бесчисленных мерцающих свечей. Такое ощущение, что пространство вокруг тебя движется. И чтение – страшное, монотонное чтение имен детей, замученных в Майданеке, Треблинке, Освенциме…
Коммунизм по-израильски
Когда моя внучка училась в Израиле, то она с другими девушками из России 3 года жила в кибуце Лави, что на севере страны, недалеко от города Тверия. Государство полностью оплачивало жильё, питание, одежду, учёбу, коммунальные услуги для россиянок.
Лави – это посёлок, где живут, в основном, верующие евреи. Он весь в зелени и цветах, с благоустроенными частными домиками. Специализируется на животноводстве (пастбищ в стране нет, а коровы дают по 10-11 т молока в год, молочные продукты превосходны, их с успехом экспортируют) и в производстве мебели для синагог. Кибуц, в переводе с иврита – дружба – своеобразная коммуна, где каждый работает по потребностям. Никакой зарплаты. Питание бесплатное, в столовой со «шведским столом». Если надо приобрести что-то из одежды, предметов быта и т.п., есть специальные места, где берешь то, что тебе нужно для нормальной жизни.
В том же Лави – четырёхэтажная прекрасная гостиница. Она обычно пустует, но зато в религиозные праздники, а таких в стране немало, полна верующих со всего Израиля.
Трубочки, трубочки…
Когда посещаешь красивые, все в зелени города Израиля, трудно себе представить, что ещё каких-то 60 лет назад здесь господствовала высушенная каменистая почва. И вот страна преобразилась. Это при том, что 9 месяцев в году в Израиле вообще не выпадают осадки…
В подобное трудно поверить, но я убедился на месте: в Израиле к каждому дереву, кустарнику, цветочной клумбе проложены пластмассовые трубки, по которым к корням поступает пресная вода, так называемое, капельное орошение. А ведь это сотни, тысячи километров коммуникаций. Откуда вода? На севере – озеро Кинерет, в нем опресняется морская вода. Следует отметить, что на эколого-мелиоративном факультете Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии всерьез занимаются проблемами капельного орошения. Поэтому большой и ценный опыт израильских ученых и производственников интересует и их коллег из России. В Израиль уже ездили с этой целью декан факультета доцент Ю.В. Кузнецов, профессор С.М. Григоров и другие специалисты. Сейчас метод капельного орошения внедряется и на поля области. Он позволяет в несколько раз экономить поливную воду, не даёт подниматься грунтовым водам, сокращает рост сорняков.
Утонуть невозможно
Шестичасовая дорога от Тель-Авива к Красному морю вела через пустыню Негев. Каменистая, но отнюдь не безжизненная равнина. Прекрасное шоссе, и неожиданно в нескольких километрах от него – постройки. Оказывается, это оранжерея, где выращиваются редкие цветы. – «У здешних цветоводов есть даже свой самолет, – объясняет гид, – представьте, за короткое время цветы в столице, а еще через несколько часов они уже в Амстердаме!»
Мертвое море, расположенное в самом низком месте нашей планеты, по сути, большое озеро, где концентрация целебных солей – около 30%! Утонуть невозможно – вода выталкивает, убедился сам. По берегу – многоэтажные комфортабельные гостиницы: сюда едут лечиться из многих стран. Правда, говорят, что наш Эльтон мало чем уступает Мертвому морю. Кроме гостиниц, медицинских центров…
В субботу автобусы не ходят…
Для верующих израильтян суббота не только единственный день отдыха в неделю. Этот день носит характер ритуала, ибо он указан самим Творцом как освобождение от каждодневных забот, будничных тягот и даже от мирских удовольствий. Этот день раздумчивого покоя, тихой радости и духовного возвышения, день песен и веселья.
Суббота, или шаббат, начинается уже в пятницу, с заходом солнца. С этого момента перестаёт ходить городской транспорт, кроме маршруток. Закрываются магазины, кроме отдельных супермаркетов. И так до субботнего вечера.
В субботу для религиозных евреев запрещена работа, требующая хоть каких-то физических усилий. Только основных запретов – 39. Нельзя стирать, варить, включать и выключать электроприборы, бриться, ездить на автомобилях, заваривать чай и т.д.
«Позвольте, – скажет недоуменный читатель, – а как же разогреть еду?» На этот счёт есть выход: до наступления субботы лист жести или алюминия кладут на зажженные и установленные на среднюю температуру горелки. Приготовленную заранее еду ставят на плиту вечером в пятницу.
Включать телевизор также нельзя. Это надо сделать в ту же пятницу и т.д.
Рассказывают, что у одного верующего еврея в субботу в машине сработала сигнализация. Так он бегал по всему дому – искал человека, который имел право её выключить…
И, тем не менее, суббота не скучный день. Ведь помимо похода в синагогу, можно встретиться с друзьями, повеселиться на природе…
Конечно, в Израиле не всё так радостно, как может показаться с первого взгляда. Трудно устроиться на работу, всегда есть угроза терактов (военные, в т.ч. девушки, как правило, ходят с автоматами). Немало тех, кто живёт очень скромно. Но народ этой маленькой страны, где нет никаких полезных ископаемых, достиг больших успехов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, медицине, социальной сфере – трудится и верит в будущее.
|