Андрей Серенко: Со временем МЫ можем ПОЛУЧИть ПАРЛАМЕНТ КОМПРОМИССА
НДВ: Андрей, как вы оцениваете особенности только что прошедших выборов в горсовет?
– Они не похожи ни на одни предыдущие. Вспомните 90-е годы. Выборы депутатов и выборы мэра всегда проходили одномоментно. Так было и в 95-м, 99 – м. Тогда в обществе были четко обозначены влиятельные политические силы, контролирующие большие “пакеты” голосов избирателей. И выборы в горсовет играли во многом вспомогательную роль на выборах мэра. Возможны были такие вещи, как технологии политического размена. Которые, в свою очередь, были успешны лишь при условии формирования широкого устойчивого компромисса в политическом классе, в региональной элите.
НДВ: Что значит “играли вспомогательную роль”? И что за “размены” были конкретно?
– В 95 году в Волгограде были две влиятельные силы. Была группа тогдашнего мэра Юрия Чехова с ее сильным административным ресурсом, большим личным политическим рейтингом лидера, которая контролировала весомый “пакет” голосов (свыше 40 % волгоградцев), и была сильная КПРФ. Результатом их компромисса и явились некоммунистический мэр и коммунистический горсовет. Я тогда одним из первых об этом написал.
Волгоградский опыт первого компромисса “партии власти” и КПРФ был затем внимательно изучен и повторен во многих российских регионах. Тогда можно было строить комбинации, договариваться и…побеждать. Тогда был политический центр власти, способный не только конфликтовать, но и примирять интересы. И в 99-м он тоже сохранялся.
Сегодняшние же выборы проводили силы, которые не контролировали большие “пакеты” голосов избирателей, отсюда и столь случайный результат, и определенная анархия, как в количественном, так и в качественном составе кандидатов. Отсюда – высокий показатель “протестного голосования” и опасное балансирование на грани едва-едва набранного кворума. То есть, повторяю, это были первые выборы, проходившие при отсутствии каких-либо ярко представленных политических авторитетов. Избиратели практически не идентифицировали кандидатов ни с одной политической силой, да и не доверяли ни одной политической силе.
НДВ: Но ведь никто и не объявлял себя ничьей силой…
– Был кандидат, который объявил, что он идет от мэра Волгограда Ищенко самим фактом написания своей должности в избирательном бюллетене. Это Петр Сидоренко, теперь уже бывший первый вице-мэр Волгограда. Он проиграл выборы.
НДВ: Как вы оцениваете качественный состав нового горсовета?
– Часть победивших уже поднаторели в публичной политике, такие, как Горбанов, Сиротин, Егин. Есть даже депутаты прежнего созыва, которые прошли. Их не так много, но, тем не менее, их присутствие в новом городском парламенте будет важным, они – одни из немногих, кто сегодня на самом деле отличает “регламент” от “кворума”. Часть победивших – личности, скажем так, неординарные, причем неординарные не всегда в хорошем смысле. С ними будет нелегко находить компромисс, нелегко “управиться” даже их коллегам-депутатам.
НДВ: Да, но они идут во власть не для того, чтобы управляли ими, а для того, чтобы управлять самим.
– Это понятно. Тогда скажу по-другому. Многие не только знают себе цену, но и иногда неоправданно ее завышают. Я не исключаю, что каждый третий из “победившего” списка захочет увидеть себя спикером. Такое не могло быть в старых горсоветах. Раньше депутаты были не абсолютно самостоятельными силами, они были определенными парламентскими группами (и я считаю, это было правильно), отстаивавшими в городском парламенте интересы конкретных слоев избирателей и групп элиты. Существовала предсказуемость политики, определенная ясность. Можно было просчитать, как лягут голоса, поиграть на парламентских процедурных вопросах. Сегодня же мы впервые получили горсовет, который изначально абсолютно никак не структурирован. Это не значит, что он не будет структурирован в дальнейшем, но на это уйдет время. Например, горадминистрация может реально попытаться контролировать, на мой взгляд, не более12-13 депутатских мандатов. Это немного.
НДВ: Вы могли бы назвать конкретные фамилии?
– Дело не в фамилиях. В политике важнее интересы и умение их согласовывать. В неструктурированном горсовете это как раз делать будет труднее всего. Что, безусловно, скажется на качестве работы городского парламента, на интересах городской элиты и рядовых избирателей.
НДВ: И все-таки, если вслед за общими оценками посмотреть на персоналии, лично вы, политолог со стажем, довольны победой каких-то конкретных личностей?
– Почему нет? Я рад, например, что в горсовет прошел Борис Благославов. Человек разумный, конкретный, внятный, опытный, олицетворяющий здоровые предпринимательские силы. Положительно отношусь к победе Анатолия Ивановича Егина. Этот человек просто обречен стать эффективным депутатом. Он работал практически во всех властных структурах города и области. Был вице-губернатором в областной администрации, вице-мэром, курировавшим социальный блок в администрации Юрия Чехова, депутатом областной думы. Егин – человек, который может реально решать проблемы, а не только говорить о них.
“НДВ”: Как вы оцениваете потенциальную работоспособность нового состава горсовета?
– Я надеюсь, что после прохождения этапа структурирования мы получим конструктивное парламентское большинство, которое станет плодотворно работать с городской администрацией. Будет очень печально для горсовета, для городской элиты и рядовых волгоградцев, если мэрии удастся создать что-то в виде еще одного “парламентского отдела” при самой себе.
НДВ: Кто, на ваш взгляд, может стать председателем горсовета?
– Трудно сказать. На эту роль будут претендовать многие. Например, Андрей Горбанов. Он бывший воин-афганец, известная акция “Чистый город” – его рук дело. Андрей победил как независимый человек и имеет все задатки настоящего лидера. Я думаю, что заявку на роль спикера опять сделает Нижегородов в силу своей, так скажем, эксцентричности.
Не знаю, будет ли претендовать на должность председателя горсовета Анатолий Иванович Егин, но думаю, что эта фигура многих бы удовлетворила. В конце концов, в новом горсовете спикер будет не столько реальным лидером, сколько продуктом компромисса между различными силами. Человеком наименее неприятным всем остальным коллегам-депутатам. Это, кстати, может быть и женщина. Почему нет? Та же Ольга Ивановна Орлова. Во-первых, она уже 4 года проработала в составе прежнего горсовета и, по меньшей мере, искушена в процедурных вопросах. Во-вторых, мужчины могут просто принять или допустить лидерство коллеги-женщины, если не сумеют договориться между собой. И кстати, это был бы неплохой вариант. По крайней мере, до избрания следующих 16 депутатов в декабре 2004 года.
НДВ: Чем вы можете объяснить поражение на выборах бывшего спикера Сергея Михайлова?
– Двумя факторами. Во-первых, на него, и особенно в последние два дня до выборов, было вылито невероятное количество грязи в СМИ! Во-вторых, Михайлов, на мой взгляд, недооценил ситуацию и в предвыборный период не поработал хорошо на двух конкретных участках. Ему не хватило каких-нибудь 400 голосов. Как раз два этих “незакрытых” участка дали бы 500. Поражение Михайлова не столько политическое, сколько технологическое. Поэтому это вовсе не значит, что Михайлов будет после 14 марта списан, как политическая фигура. Думаю, Сергей Леонидович не должен и не станет упускать немалый политический ресурс, который ему удалось получить на этой протестной волне (я об истории с повышением тарифов), поднявшейся в последнее время. По результатам социологических замеров, ресурс этот действительно серьезен. Это серьезный кредит доверия. Почему важно его сохранить? Сейчас действующие политики занимаются только тем, что теряют кредит доверия, а Михайлов, на мой взгляд, один из немногих фигур в Волгограде, который может приобретать его и наращивать. Чтобы потом использовать. И не только на муниципальных выборах.
НДВ: Каким образом он сможет его потом использовать?
– Да хотя бы на декабрьских выборах губернатора Волгоградской области. Голосуют ведь не только сельские районы, но и горожане. Не секрет, что за тех или иных кандидатов будут агитировать разные люди, лидеры общественного мнения. Так кредит доверия переходит от одного человека к другому. Важно, чтобы в городе к тому моменту были реальные личности, способные делегировать свои голоса, умножая их в десятки раз. Особенно ценен подобный перенос голосов будет во втором туре губернаторских выборов, высокую вероятность которого уже сейчас можно предположить.
НДВ: Ваш прогноз возможной расстановки сил после декабрьских довыборов в горсовет. Смогут ли 16 новобранцев изменить структуру городского парламента?
– Думаю, что мэрия сделает все, чтобы взять реванш и провести своих людей по всем 16 округам. Тогда велика опасность полного контроля законодательного органа исполнительным. Либо…результат все-таки будет интересным и непредсказуемым. И тогда, возможно, горсовету удастся приобрести статус самостоятельной и реальной силы со своим собственным политическим лицом. Уверен, к декабрю политические силы и, соответственно, избиратели поляризуются куда сильнее, чем сегодня. Эти процессы уже идут.
НДВ: По каким полюсам будет идти эта поляризация? Вы можете их назвать?
– Долгое время политических полюсов в Волгоградском регионе было два: городское номенклатурно-буржуазное и областное номенклатурно-буржуазное сообщества. В обыденном сознании конкуренция между ними приобрела форму конфликта между городом и областью. Однако существовавшее противостояние Чехова и Максюты, а до этого Шабунина и Чехова, – было абсолютно нормальным политическим явлением. С приходом Ищенко прежнее городское номенклатурно-буржуазное сообщество раскалывается . В прежнем виде оно уже не существует. Сейчас мы наблюдаем создание нового городского номенклатурно-буржуазного сообщества, нового клана собственников из числа не только москвичей, но и волгоградцев, которые будут обязаны своим благополучием новой городской администрации. Работа в этом направлении сегодня активно ведется администрацией Евгения Ищенко. И это входит в конфликт со старым классом волгоградских собственников, или, правильнее, с традиционным экономическим классом. Таким образом, сегодня в регионе существуют три основные силы: областное буржуазно-номенклатурное сообщество (во главе с Николаем Максютой), новое городское буржуазно-номенклатурное сообщество (с лидером Евгением Ищенко) и третья сила, вызревающая из осколков прежнего городского экономического класса, которая не может согласиться с курсом новых городских властей на уничтожение этого класса. Я думаю, что эта третья сила достаточно окрепнет к декабрьским выборам, приобретет своего лидера и, скорее всего, выступит на стороне Николая Максюты.
НДВ: Скажите, люди этой так называемой третьей силы представлены в новом горсовете?
– Представлены. Я бы не сказал, что их абсолютное большинство, но в совокупности с той силой, которая поддерживает Николая Максюту, их получается больше половины.
НДВ: Взгляните еще раз на “список тридцати двух”. Кто здесь все-таки, по-вашему, лидер?
– На мой взгляд, абсолютных лидеров нет. Но за конкретными фамилиями депутатов стоят региональные центры политической силы, находящиеся за стенами горсовета. Я только что назвал эти силы. Я думаю, что новый горсовет рано или поздно будет структурирован в соответствии с этой трехполюсной волгоградской политической системой. Вполне возможно, что это произойдет уже к концу нынешнего года.
НДВ: Имеют ли под собой основания слухи о том, что предвыборные кампании многих кандидатов в депутаты горсовета финансировал теперь уже бизнесмен Чехов?
– Юрий Чехов никогда не был и не будет “чистым” бизнесменом. Чехов – политик, умный, грамотный, профессиональный, с невероятной интуицией. И политиком он обречен остаться навсегда, чем бы не занимался – руководством городом или крупной компанией. Это прекрасно понимают недоброжелатели бывшего волгоградского мэра. К Чехову во время минувшей предвыборной кампании действительно обращались многие, которых он консультировал, которым помогал – и не только финансово. Многие из тех, с кем он делился своим политическим опытом, сегодня стали депутатами горсовета. Может быть, кому-то чеховские советы помогут в депутатской работе. Согласитесь, у Чехова колоссальный опыт политической и хозяйственной деятельности. И он никогда не будет лишним для тех, кто по-настоящему заинтересован в будущем Волгограда.
|