GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Защищать Права Волгоградских Потребителей Становится Все Труднее

Помимо обычной в праздничные дни констатации достигнутых успехов состоялся разговор о проблемах, связанных с отстаиванием интересов самой многочисленной части общества, а по сути дела, каждого из нас.

– Рассматривать жалобы конкретных потребителей не так легко, как может показаться, – призналась Марина Хаценко. – Довести до логического конца работу с обращениями граждан с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Предпринимательский корпус стал как бы на ножки, укрепился в своих позициях, обзавелся юридическими службами, и сейчас не так легко стало заниматься защитой прав потребителей. А статистика показывает, что количество поступающих к нам обращений граждан из года в год возрастает.

Усложнение работы своих сотрудников Марина Хаценко ни в коей мере не связывает с недавней, происшедшей после прихода к руководству Волгоградом команды Евгения Ищенко реорганизацией: городской комитет по защите прав потребителей вошел в состав департамента потребительского рынка администрации Волгограда. Она подчеркнула, что ее комитет сохранил все свои прежние функции и прерогативы.

Кстати, по одному из принципиальных вопросов – об отношении к малому бизнесу, – Марина Хаценко согласна с руководством нынешней мэрии. Что стало ясно из ее ответа на вопрос об отношении к приходу в Волгоград крупных иногородних торговых фирм с сетевыми магазинами:

– Я оцениваю это положительно. Всю уличную торговлю, все эти палатки я загнала бы в стационары, более того – в крупные магазинные сети. Экономическое обоснование в этом вопросе очень простое: чем мельче предприниматель, тем больше у него нарушений. Я говорю это из опыта своей работы с 1993 года.

Трудности работы своих сотрудников Марина Хаценко связывает, прежде всего, с несовершенством законодательства. По ее мнению, по-прежнему далеко неблагополучно обстоит во всей стране и, в частности, в нашем регионе дело с соблюдением тех четырех основных прав потребителей, которые еще 15 марта 1962 года тогдашний президент США Джон Кеннеди впервые сформулировал в своем обращении к американскому Конгрессу (как раз с этим событием и связано возникновение праздника). Речь идет о правах на безопасность приобретаемого товара, работы или услуги; на их свободный выбор; на получение информации о них, право быть выслушанным продавцом товара, работы или услуги в случае возникновения спора.

Председатель комитета по защите прав потребителей привела конкретный пример: до сих пор при реализации пищевых товаров российским покупателям не предоставляют сведения об использовании при их изготовлении биологически активных добавок и генетически модифицированного сырья. Тем самым ограничено право потребителей на осознанный выбор приобретаемых продуктов. Правда, отметила она, готовится дополнение к принятому еще в 1992 году закону «О защите прав потребителей», призванное исправить это упущение.

Однако, наряду с позитивной законодательной новацией на обсуждение Государственной думы в ближайшее время будет вынесена и другая, негативная. Так Марина Хаценко расценила предложение обусловить право покупателя потребовать замены технически сложного или дорогостоящего товара при обнаружении существенных недостатков производственного характера. В настоящее время достаточным основанием для расторжения сделки купли-продажи признается выявление любого дефекта приобретенной вещи, а понятие «существенный недостаток» будет допускать довольно широкие толкования. Данное законодательное предложение пролоббировано предпринимательским корпусом, считает Марина Хаценко.

Одна из проблем законодательства заключается в том, считает Марина Хаценко, что оно опережает экономическую ситуацию в стране:

– Сейчас отменяются ГОСТы. Вместо них будут введены технические регламенты. При этом предполагается, что предпринимательство готово отвечать за качество товаров своим добрым именем. Но оно просто еще не готово к этому.

Несмотря на несовершенство законодательства, городские органы по защите прав потребителей, существующие в каждом районе Волгограде, проводят немалую работу. Благодаря им в 2003 году волгоградцам в досудебном порядке был возмещен материальный ущерб на 5 миллионов 627 тысяч рублей. Кроме того, на основании решений суда волгоградцам, пострадавшим от недобросовестных предпринимателей, было выплачено еще 2,2 миллиона рублей. Общее количество заявлений и обращений, поступивших в 2003 году в городские службы по защите прав потребителей, превысило 5,5 тысячи. Из них абсолютное большинство – 3320 – связано со сферой торговли. Более 1,2 тысячи заявителей сигнализировали о недостатках работы предприятий ЖКХ. Около 480 волгоградцев сообщило о претензиях к отрасли бытового обслуживания. В результате проведенных за 2003 год 1527 проверок городские органы по защите прав потребителей выявили более 1,5 тысячи нарушений и сняли с реализации товаров на 5,2 миллиона рублей.

За последнее время выросло количество претензий населения и к другим сегментам потребительского рынка. Это строительство, транспорт, связь, туристический и риэлтерский бизнес, платные медицинские и ритуальные услуги.

– Сфера нашей деятельности по рассмотрению обращений потребителей очень сильно расширилась, – подытожила Марина Хаценко.

В заключение она сообщила для сведения всех волгоградцев новый телефон городского комитета по защите прав потребителей: 38-56-77.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования