Большая Волгоградская область может хорошо заработать на транзите
ЭТОТ ВОПРОС поставил перед участниками 4-ой научно-практической конференции, состоявшейся в Волжском речном порту накануне открытия навигации, первый вице-губернатор Владимир Кабанов.
Речь шла не только о грузовом транзите, доходы от которого могли бы сделать намного богаче всех транспортников, местные и областной бюджеты. По словам Владимира Кабанова, промышленность и сельское хозяйство области также остро нуждаются в опережающем развитии транспортной инфраструктуры.
Продолжается заметный рост производства. Если в 1999 году объем промышленной продукции области составлял только 37 млрд рублей, то в 2003 он достиг 92 млрд, а в 2004, по оценке первого вице-губернатора, перевалит за 100 млрд рублей. Экспорт товаров из области превысил 38% от общего объема экспорта Южного федерального округа. Внешнеторговый оборот региона в прошлом году был на уровне $ 2,1 млрд.
Волгоградская область поставляет во все возрастающих количествах продукцию нефтедобывающей и нефтехимической промышленности, химических производств, черной и цветной металлургии. В последний год заметно возрос и вывоз зерна. Видимо, эти товары будут еще долго ее основной продукцией.
Но в части привлечения транзитных грузовых потоков у области имеются огромные неиспользованные резервы. Внимание участников конференции привлекло выступление мэра Волжского Игоря Воронина. Он заявил, что было бы непростительно не использовать потенциальные возможности большого «транспортного креста», в центре которого находятся Волжский и Волгоград. Волжский, по словам Игоря Воронина, вообще, идеальное место для интермодального терминала на 9-ом Критском транспортном коридоре, ведущем в Казахстан и далее в Китай, а также в Пакистан, Иран и Индию, – через Каспий.
Об этом говорили, по свидетельству волжского мэра, многие участники недавно состоявшейся международной конференции «Транстэк-2003». Игорь Воронин уверен, что это хорошо понимают люди бизнеса, в частности, руководители ОАО «Випойл», «Трубной металлургической компании», металлургического завода «Красный Октябрь», Волгоградского алюминиевого завода. Волжский терминал может стать основой для создания крупнейшей на Юге России перевалочной базы для проката черных и цветных металлов.
Создание в городе-спутнике международного логистического узла может изменить направление больших транспортных потоков и позволит увязать в единое целое грузовые порты, крупные железнодорожные станции, автотранспортные комплексы. Это может обеспечить круглогодичную перевалку самых разнообразных грузов и повышение эффективности всех видов перевозок.
Кое-что в регионе уже делается для того, чтобы приблизить будущее. Администрации области, Волжского с участием речников привлекли специализированную фирму из Германии для разработки проекта расширения и модернизации порта города. Его презентация состоится уже в марте.
Владимир Кабанов говорил также и о том, что у речников области есть возможность превратить Волго-Ахтубинскую пойму в большую рекреационную зону. Доходы могли бы принести плавучие базы отдыха, «речные отели», спортивное рыболовство и охота. Наши соседи, астраханцы, заметно преуспели в этой сфере.
Однако, проблем на пути преобразования нынешних транспортных структур в эффективный логистический узел и создания на Волге «туристической Мекки» сегодня более чем достаточно.
Генеральный директор ОАО «Волгоградский речной порт» Сергей Дроздов говорил о том, что ежегодный прирост объема перевозок у волгоградских речников на 40% и более выявил предельный износ основного оборудования, нехватку складских площадей, острую необходимость капитального ремонта причальных стенок, являющихся федеральной собственностью. Если государство не поможет портовикам и речникам, решение этих проблем может растянуться на долгие годы.
Руководитель Волго-Донского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства Игорь Коблев отметил, что по Волго-Донскому каналу за прошлый год проследовало 7,5 тысяч судов с 10 млн т грузов, чему способствовало продление сроков навигации, реконструкция ряда гидротехнических сооружений. Темпы ремонта и модернизации канала тоже нельзя назвать удовлетворительными. Есть проблемы с обеспечением безопасности перемещения ряда пожаро- и взрывоопасных грузов.
Руководитель Волгоградского отделения водных путей и судоходства Игорь Богомолов обратил внимание участников конференции на катастрофическое обмеление на отдельных участках Волго-Донской судоходной системы – до 60-70 см в летний период. Если меры по углублению фарватера не будут приняты, о «транспортных коридорах» придется забыть.
Выступавшие говорили и о проблемах рыбозащиты на водозаборах, и о подъеме затонувших судов. В этой связи интерес вызвало заявление генерального директора Волгоградского металлургического завода «Красный Октябрь» («ВМЗКО») Алексея Фоменко о готовности участвовать в финансировании подъема затонувших судов и последующей их разделки на металлолом.
«ВМЗКО» очень нуждается в услугах речников, как в части доставки на завод металлолома (а ему через год-два понадобится его не менее 2 млн т), так и по отгрузке по воде готовой продукции.
Директор Иловатского хлебоприемного предприятия (Старополтавский район) Юрий Долматов упрекнул волгоградских речников в том, что они добровольно отдают новгородцам 4 млн рублей, которые его предприятие ежегодно платит за транспортировку зерна по реке. Не проявляют в Волгограде интереса и к заявкам района на перевозку значительного количества угля.
Подводя итоги конференции, Владимир Кабанов отметил, что транспортникам области необходимо сосредоточиться на реализации мероприятий по четырем основным направлениям: подготовка кадров, развитие рынка всех видов транспортных услуг, обновление и ремонт оборудования и основных средств и всемерное обеспечение безопасности перевозок. Последнее особенно актуально в связи с реальной опасностью террористических актов на транспорте.
|