GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Александр НОВИКОВ, руководитель департамента потребительского рынка горадминистрации:

НДВ: Александр Владимирович, прошло уже почти полгода с момента вашего назначения. Какие направления работы в сфере, так сказать, здорового «администрирования» городской торговли вы считаете для себя приоритетными?

– К большому сожалению, из этого полугодия моего пребывания во главе департамента порядка двух с половиной месяцев мне пришлось провести на больничном. Но, тем не менее, за октябрь и большую часть ноября прошлого года я начал перемены на потребительском рынке Волгограда и затем этими процессами управлял, даже будучи на больничном. А с 9 февраля я снова включился в полноценную работу. Что это за процессы? Департамент потребительского рынка объединил три комитета и один отдел, уже существовавшие в составе городской администрации: комитет по защите прав потребителей, комитет по торговле и бытовому обслуживанию населения, комитет по агропромышленному комплексу и отдел развития предпринимательства. Затем эта структура подверглась реформированию.

НДВ: Исходя из чего?

– Были определены функции, задачи и цели департамента. Хотелось бы остановиться на основном назначении нашего подразделения, которое мы с сотрудниками вырабатывали совместно. Звучит оно так: «Оказывать содействие волгоградцам в их стремлении к здоровому образу жизни путем обеспечения их высококачественными товарами и услугами». Для выполнения ее мы стремимся к сотрудничеству со всеми жителями Волгограда. Поэтому я хотел бы обратиться к волгоградцам с таким призывом: давайте обеспечим эффективное взаимодействие власти, бизнеса и общественности в интересах неуклонного повышения качества жизни каждого горожанина! А основные наши цели в сфере помощи предпринимателям заключаются в следующем: помочь каждому предприятию постоянно увеличивать число лояльных потребителей, повышать эффективность бизнеса и заработную плату работников, а также осуществлять благотворительность и достойный вклад в местное сообщество. После того, как основные цели и функции были определены, мы начали выстраивать организационную структуру нынешнего департамента. Прошло достаточно серьезное сокращение – на 30%. На сегодня департамент включает в себя отдел исследования потребительского рынка, отдел развития производства, общественного питания и платных услуг, блок по развитию предпринимательства и комитет по защите прав потребителей.

НДВ: Хотелось бы, чтобы вы осветили больной и нашумевший вопрос ценовой политики в отношении муниципальной аренды для торговых организаций.

– Здесь ситуация достаточно простая. На сегодня есть определенная рыночная ставка арендной платы за нежилые помещения, используемые в коммерческих целях. Она сложилась за последние 10-12 лет, которые мы прожили в условиях рыночной экономики. Несложно выяснить, сколько стоит метр арендуемой площади в том или ином районе, микрорайоне, торговом центре. В конце 2003 года не мог не бросаться в глаза тот факт, что в Волгограде муниципальная ставка арендной платы значительно ниже рыночной, даже ниже, чем в среднем по области, за что мэрию неоднократно критиковало областное руководство. Департамент муниципального имущества рассчитал необходимое повышение муниципальных ставок арендной платы за нежилую недвижимость, чтобы они сравнялись с рыночными. Получилось достаточно серьезное увеличение: порядка в четыре раза. Предприниматели высказали в связи с этим свою озабоченность, после чего департамент еще раз рассмотрел этот вопрос и предложил другую, более щадящую методику расчета муниципальных ставок. В результате они выросли, однако по-прежнему не дотягивают до рыночных. Нельзя не признать того факта, что есть предприниматели, которых такое повышение не устраивает: это те, кто паразитировал на муниципальной собственности, кто в свое время получил ее в аренду, непонятно, каким образом, может быть, используя свои связи, кто пересдавал эту собственность и за счет этого жил. Сегодня это невозможно.

НДВ: Есть еще одна сторона этой проблемы, на которую не далее как вчера указал руководитель управления по развитию предпринимательства областной администрации Виктор Федорченко, выступая в одном из комитетов областной думы и критикуя действия мэрии Волгограда. Им было высказано мнение о том, что к предпринимательству нельзя подходить, прежде всего, с позиции наполнения бюджета, поскольку оно решает очень важные социальные задачи, обеспечивая самозанятость и достойный уровень жизни местного населения. Им препятствуют в этом иногородние торговые сети, получающие ныне возможность на торгах приобретать право аренды помещений, в которых до сих пор работали волгоградские фирмы. Что вы можете ответить на такие аргументы?

– На сегодня, кроме сети магазинов «Магнит» (это краснодарское ЗАО «Тандер») и супермаркета «Перекресток», арендующего помещение в «Парк Хаусе», других иногородних предприятий в волгоградской розничной продовольственной торговле нет. Причем «Перекресток» не собирается участвовать в аукционах и конкурсах, поскольку ему нужны помещения по 4-5 тысяч квадратных метров только торговой площади. Какие москвичи идут к нам? Где они?

НДВ: Александр Владимирович, растущие филиалы так называемых сетевых супермаркетов под уже известными брэндами «Радеж», «Перекресток», «Пятерочка», «Вишенки», «МАН» и другими вольно или невольно монополизируют свое влияние на конкретного покупателя. Может ли в таких условиях горадминистрация влиять на ценовую политику, хотя бы по социально значимой группе товаров?

– Городская администрация не имеет права влиять на цены. Они определяются рыночным механизмом. Это первое. Второй момент, который необходимо принимать во внимание при рассмотрении развития розничных сетей, заключается в том, что оно ведет не к повышению цен, а, наоборот, к их снижению для конечного потребителя. Факторов, способствующих этому, немало: это, прежде всего, конкуренция между сетями и технология их работы. Например, они размещают достаточно серьезные заказы определенным предприятиям и при этом устанавливают рекордно низкую цену, по которой согласны покупать товары. Предприятиям выгодно на это идти, потому что, продавая продукцию даже по такой цене, они уже зарабатывают, поскольку не тратятся на исследования рынка, на маркетинг, на поиск новых клиентов и прочее, а имеют заказ на весь год и спокойно выпускают одни и те же изделия. Таким образом, выигрывают и потребители, и производители, и торговые работники, которые чувствуют себя более защищенными в крупных сетях, где есть контракты, гарантированные пенсионные отчисления, оплачиваемый отпуск – все то, что не всегда есть в мелких торговых предприятиях. Сети идут на это, потому что в торговле существует дефицит хороших кадров, за них приходится бороться.

НДВ: А как вы относитесь к торговле на городских рынках?

– Рынки никто «разгонять» не собирается. Мы понимаем, что это хорошо развитые бизнес-структуры, у которых есть огромное количество своих постоянных клиентов. У нас взят курс на поддержку различных инноваций, обеспечивающих развитие рыночной торговли. Мы обязуемся помогать любому рынку, если он собрался провести реконструкцию, внедрить новую технологию, улучшить обслуживание своих арендаторов и т.д. В настоящее время рынки актуальны и сохранят свою актуальность надолго. А к тому времени, когда люди станут предпочитать приобретать товары в магазинах, рынки, может быть, плавно превратятся во вполне приличные торговые центры.

НДВ: Как, на ваш взгляд, можно стимулировать торговлю через местные налоговые законодательные инициативы?

– Считаю, что ее можно стимулировать, прежде всего, через конкуренцию. Когда на рынке появляется много игроков, торговля начинает бурно развиваться. Что же касается местных законодательных инициатив, то с их помощью для этой сферы экономики создан очень благоприятный налоговый режим. В отличие от Москвы, наши торговые предприятия, чья годовая выручка не превышает 15 миллионов рублей, имеют право на применение упрощенной системы налогообложения, позволяющей ограничить размер налоговых платежей до 6% с оборота или 15% с дохода, а у тех предприятий, торговая площадь которых менее 150 квадратных метров, есть возможность платить единый налог на вмененный доход. Это очень достойные налоговые стимулы, и лучшего, на мой взгляд, сегодня изобрести нельзя.

НДВ: Александр Владимирович, все знают о вашем личном вкладе в организацию в городе сети магазинов «Вишенки». Скажите, какое поприще – предпринимательское или административное – представляется вам теперь, когда вы можете сравнить, более интересным, более творческим?

– В данный момент мне более интересной представляется административная деятельность, потому что здесь простор для творчества. Исследуя рынок и происходящие на нем процессы, мы вырабатываем определенные правила «игры». Хотя предпринимательское поприще является, на мой взгляд, более спокойным.

НДВ: И вы не жалеете о сделанном выборе?

– В данный момент – нет.

НДВ: Что еще нового привнесено в работу прежнего городского комитета по торговле?

– Принципиально новым явилась смена целей администрации города на потребительском рынке Волгограда. Началась разработка комплекса мер по усилению социальной направленности в деятельности предприятий потребительского рынка. Мы приступили и к совершенствованию нормативной и правовой базы, регулирующей деятельность субъектов потребительского рынка, – это, в частности, вопросы аренды. Прилагаются усилия к формированию конкурентной среды на потребительском рынке Волгограда. Укрепляются межотраслевые связи предприятий потребительского рынка. Улучшена структура комитета по защите прав потребителей.

НДВ: Скажите, как, на ваш взгляд, выглядит торговый Волгоград в общероссийском разрезе? Опыт каких городов, и в чем конкретно, вы бы желали перенять?

– Торговый Волгоград выглядит на фоне всей России очень хорошо. Дело в том, что процессы объединения магазинов в сеть, появления новых форм торговли и другие качественные перемены к лучшему на потребительском рынке начались в Волгограде одновременно с такими городами, как Москва и Санкт-Петербург, и во многом обгоняли другие города, в том числе даже такие экономические центры, как Самара и Нижний Новгород. Мы сегодня идем в сфере развития технологии торговли сразу за Москвой. Волгоград торговый – это достаточно серьезно.

НДВ: Может быть, вы приведете конкретные примеры новых торговых технологий, появившихся у нас?

– Пожалуйста. У нас в Волгограде есть сеть магазинов «Радеж». Это экономичные универсамы. Неспециалисту такое определение мало о чем скажет. Но удивителен уже тот факт, что сеть из тридцати магазинов была открыта за полтора года. Они работали четко по плану, который был изначально детально разработан. Есть сеть дискаунтеров «МАН», в которых налажена хорошая автоматизированная система управления, позволяющая в режиме реального времени отслеживать процессы реализации товаров во всех магазинах. В сети «МАН» обрабатывается порядка 80 отчетов, чтобы сделать заказ. Есть и непродовольственные сети: «Интерспорт», бурно развивающийся сейчас «Техномаркет», который за короткое время открывает несколько полноформатных магазинов по продаже бытовой техники, автоцентр «Звезда Поволжья», обслуживающий и реализующий автомобили «Мерседес», «Ниссан», «Форд». В общем, торговый Волгоград находится на очень хорошем счету, и именно поэтому, кроме краснодарского «Тандера» и «Перекрестка», здесь нет других иногородних операторов в розничной торговле.

НДВ: Как вы оцениваете новый состав горсовета и перспективы сотрудничества с ним?

– Я оптимист и надеюсь на то, что с новым составом горсовета будет всегда легко найти понимание. Знаю многих депутатов лично, и все они достойные и хорошо образованные люди, не один год проработавшие в реальном секторе экономики. Они прекрасно понимают трудности, которые приходится преодолевать городской администрации, и готовы работать совместно с нами ради процветания нашего города.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования