Власти убеждены в пользе кооперации предприятий региона
Возможности для кооперации, действительно, имеются. Для России, унаследовавшей от СССР в избытке производственные мощности, особенно в тяжелой индустрии, чрезвычайно важно воспользоваться конкурентным преимуществом перед иностранцами, выражающемся в огромной экономии на капитальных затратах, необходимых на создание целого ряда уникальных агрегатов. Нам их строить не надо – они уже есть. Только находятся сегодня во владении разных компаний и загружены, как правило, менее чем наполовину, а иногда и вовсе стоят без использования.
Когда эти установки включаются в общую технологическую цепочку в рамках кооперации, возникает кумулятивный экономический эффект, обеспечивающий развитие всего комплекса связанных предприятий. Для успеха важно только, чтобы стратегия и интересы владельцев этих предприятий совпадали, как между собой, так и с интересами региональных властей.
Все отмеченное полностью относится к Волгоградской области. Здесь присутствуют и необходимый производственный потенциал, и развитые взаимосвязи предприятий по сырью и полуфабрикатам. К сожалению, многие производственные цепочки советского времени по разным причинам распались.
Сегодня в южной части Волгограда умирает производство стального корда для автомобильных шин. Главная причина в том, что ОАО «Волгоградский сталепроволочно-канатный завод» (ВСПКЗ) не может найти для него сырье – катанку нужного качества по приемлемой цене.
И в то же время, по сообщениям прессы, бельгийская корпорация «Bekaert Group» собирается строить в Нижегородской области точно такое же производство стального корда для российских шинных заводов, сырье для которого будет поставляться из Бельгии. Надо думать, туда же будут уходить и деньги, которые российские потребители будут платить за автомобильные шины.
Аналогичная ситуация на ВСПКЗ и с производством канатов, для которого также нужна качественная и недорогая катанка. Проблема в том, что основные конкуренты ВСПКЗ сами производят для себя катанку и делиться ею с волгоградцами не хотят. А получение катанки с Украины связано с определенными сложностями, да и цена ее оказывается слишком высокой.
Когда-то качественную катанку выпускал Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» (ВМЗКО). Но в последние годы он прекратил ее выпуск – производство оказалось нерентабельным, из-за необходимости дополнительных переделов металла.
Не производит «Красный Октябрь» и достаточного количества недорогой арматурной стали для строителей. Поэтому ее везут в область из Сибири, Польши, Белоруссии, Венгрии, Украины и продают по очень высоким ценам.
У благополучного сегодня в целом ОАО «Волжский трубный завод» (ВТЗ) есть проблема с получением качественного штрипса – толстого листа, пригодного для изготовления самых ответственных труб большого диаметра. Нужный штрипс приходится покупать втридорога на Украине, в Австрии и даже в Южной Корее.
Проблема штрипса для ВТЗ настолько важна, что волжские трубники подумывают даже о создании собственного прокатного производства. Толстый лист нужен также для изготовления нефтяной и газовой аппаратуры на ОАО «Волгограднефтемаш». Но его не производят на «Красном Октябре», хотя потенциальная возможность для этого имеется.
Совсем рядом с ВМЗКО – крупный оборонный завод «Баррикады», где простаивает самый мощный в европейской части России пресс, способный обрабатывать заготовки весом до 250 т. Спрос на поковки, полученные с такого пресса, есть, требуются только заготовки из металла нужного заказчикам химсостава. А такие заготовки может делать ВМЗКО, если договорится с баррикадцами о совместной реализации продукции.
Подобных примеров взаимовыгодного потенциального сотрудничества предприятий области много. Надо отметить, что возможности производственной кооперации видят и сами руководители заводов, и руководители областной и городской администраций. Причем представители властей не только видят эти возможности, но и регулярно пытаются свести «заинтересованные стороны».
Насколько готовы оказались участники совещания понять друг друга и сделать встречные шаги? Увы, высокой готовности не наблюдалось. Отчасти, может быть, и потому, что в его работе принимали участие менеджеры предприятий, а в ряде случаев, вместо них, и представители отдельных заводских служб, довольно узко понимающие свои задачи, а не владельцы предприятий.
Возможности производственной кооперации предприятий области ныне значительно расширяются, в связи с реализацией планов возрождения «Красного Октября». Похоже, заводу повезло с новыми владельцами и генеральным директором, поскольку на предприятии, наконец, ситуация стала явно меняться к лучшему. В производство вкладываются немалые деньги, у руководства завода появилась определенная стратегия, нацеленная на возврат утерянных было позиций на рынке.
Генеральный директор ВМЗКО Алексей Фоменко начал свое выступление на совещании с информации о том, как реализуется программа модернизации производства и увеличения выпуска продукции. По его словам, завод уже вышел на объем месячного производства жидкой стали в 50 тыс т, а к декабрю ежемесячно будет производиться не менее 85 тыс т. Это означает, что годовое производство стали на ВМЗКО окажется на уровне 1 млн т. Это очень важный рубеж, гарантирующий заводу рентабельность.
Подписан договор с фирмой, монтирующей машину для непрерывной разливки стали. После ввода ее в эксплуатацию в августе, завод получит 600 тысяч т квадратной заготовки, пригодной для переката. Это позволит исключить сразу два передела, которые сегодня проходит сталь, прежде чем превратиться в сортовой прокат и катанку. А, значит, их себестоимость существенно снизится.
На заводе подготовлены к работе сортовые станы, в том числе тот, который способен выпускать катанку из стали ШХ-15. Такая катанка очень нужна ВСПКЗ, и кроме как на «Красном», он ее нигде не получит. Особенность ВМЗКО, по утверждению генерального директора, в том, что он уже сегодня в состоянии производить 600 видов стали и выпускать из него сортовой прокат, который в России больше никто не производит. В частности, речь шла о кругах диаметром от 6 до 350 мм из стали любой марки, которая может потребоваться заказчикам.
Вторая задача, которая реализуется сегодня на предприятии – модернизация сталеплавильного производства. Планируется переход на использование схемы: «печь-ковш-вакууматор», обеспечивающей высокое качество стали и улучшение экологической ситуации на производстве. При этом часть электропечей выводится из эксплуатации.
Третья задача завода – реконструкция прокатного производства. На «Красном Октябре» простаивает уникальный стан для выпуска броневой стали, который планируется модернизировать под выпуск «гражданского» листа.
Алексей Фоменко «открыл секрет», важный, прежде всего, для волжских трубников: на заводе уже получен лист шириной 1700 мм и длиной 18 метров. Есть возможность сваривать листы в рулон и выдавать для ВТЗ штрипс такого высокого качества, которое обеспечивают только некоторые украинские предприятия.
Генеральный директор ВМЗКО также заявил, что на модернизированном стане можно делать и листы для мостовых ферм, которые изготавливает, в частности, ПО «Баррикады». Причем качество листа будет таким, что при толщине 7 мм он успешно заменит более толстый лист, выпускаемый на других предприятиях.
Сообщил Алексей Фоменко и о планах по выпуску ежегодно не менее 350 тыс т строительной арматуры диаметром от 6 до 34 мм. Такая арматура дефицитна и дорога. Волгоградская же будет дешевле, к примеру, арматуры, поставляемой Запсибом, как минимум на $ 50 за тонну (именно столько стоит ее доставка в область из Сибири).
Готов «Красный» поработать в кооперации с ПО «Баррикады», поставляя большие отливки из стали определенных марок для реализации затем полученных поковок другим предприятиям. Есть у металлургов опыт сотрудничества с Камышинским заводом буровых инструментов, которому уже поставлялась безвозмездно буровая сталь, с Волгоградским инструментальным заводом, а также с некоторыми другими предприятиями области.
Особо остановился Алексей Фоменко на вопросах обеспечения ВМЗКО ломом. Он призвал к сотрудничеству предприятия, заготавливающие лом; говорил о намерении разделывать затонувшие в Волге суда на заводской территории рядом с причалом, который сооружается специально для приема лома по воде. Вопрос о ломе особенно актуален для завода, в связи с планами по увеличению ежегодного производства металла к 2007 году до 2 млн т.
Председательствовавший на совещании Анатолий Кращенко еще раз напомнил о задаче, стоящей перед его участниками: найти «точки соприкосновения и переделы, которые бы позволили дать работу всем предприятиям, представители которых приглашены на совещание». И предложил всем желающим высказаться по проблемам кооперации. На предложение отозвались генеральный директор ПО «Баррикады» Юрий Валов и генеральный директор ОАО «Волжский трубный завод» Александр Ляльков.
Юрий Витальевич говорил об уникальности имеющегося на заводе оборудования и заинтересованности в его загрузке. Рекламировал свое сталефасонное производство, способное выполнить почти любые заказы. А также возможности машиностроительного комплекса завода, где можно ремонтировать самые сложные станки, изготовлять валки и оправки для металлургов.
Между тем, предполагавшееся на совещании подписание договора о сотрудничестве между ВМЗКО и ПО «Баррикады», по нашим сведениям, так и не состоялось «по техническим причинам».
Александр Ляльков подтвердил свою готовность покупать у ВМЗКО нержавеющую сталь в довольно ограниченном количестве. А в остальном, по его выражению, «все будет зависеть от Алексея Петровича» (А. Фоменко – ред.).
Генеральный директор Волжского абразивного завода Всеволод Чернавин напомнил о «давно зависшем» предложении по выпуску огнеупоров для металлургов на его заводе и высказал предложение об организации встречи специалистов отдельных предприятий, которые могли бы детально обсудить «конкретику».
Вот, пожалуй, и все результаты очень важного для области совещания, которое Анатолий Кращенко заключил обещанием собрать всех еще раз.
Может быть, эффективность мероприятия была бы выше, если бы участникам совещания были бы предварительно предложены какие-либо экономические выкладки, подтверждающие полезность кооперации для каждого из участников. Важно было бы определить и факторы, мешающие кооперации предприятий области, а также «узкие места», расшивка которых могла бы раздвинуть рамки сотрудничества.
Видимо, к участию в таких совещаниях стоит привлекать не только менеджеров, но и владельцев предприятий, способных принимать ответственные решения. И, конечно же, областных законодателей. Если бы удалось убедить их в целесообразности предоставления кооперирующимся предприятиям хотя бы временных налоговых льгот (в части совместно произведенной продукции), дело бы, наверняка, удалось сдвинуть с мертвой точки.
|