Приволжская Железная Дорога Не Претендует На Контрольный Пакет
Состав тех, кто собрался в тот день в просторном зале администрации области, оказался на редкость представительным: губернатор, его 1-й заместитель по экономике Владимир Кабанов, вице-мэр Волгограда Анатолий Кращенко, начальник Приволжской железной дороги Александр Храпатый, руководители сорока с лишним предприятий области.
Открывая совещание, Александр Храпатый сообщил о немаловажном событии, хотя и не имеющем как будто непосредственного отношения к предмету обсуждения: о состоявшемся утром того же дня решении о назначении Александра Заставного новым руководителем Волгоградского отделения дороги взамен Александра Васкевича, ставшего заместителем главного инженера.
Сотрудничество области с Приволжской железной дорогой развивается успешно, отметил губернатор Николай Максюта:
– Соглашение администрации области с ее руководством о взаимной помощи, привлечении предприятий, имеющих возможность изготавливать детали, узлы для электрификации железной дороги, выполнялось на 100%.
С завершением в основном программы электрификации железных дорог на первый план выдвинулись новые актуальные задачи. В первую очередь – создание пригородной акционерной компании. Иного не дано: без поддержки многих заинтересованных сторон хронически убыточные пригородные перевозки тихо отомрут естественным путем.
В компании предполагается участие в качестве акционеров Приволжской железной дороги администраций области, городов Волгограда и Волжского, других муниципальных образований в лице их уполномоченных операторов, а также промышленных предприятий, заинтересованных в быстрой и надежной перевозке своих работников. Как пояснил вице-губернатор Владимир Кабанов, различные участники войдут в компанию и создадут «мощный пул» на паритетных началах, а Александр Храпатый добавил, что Приволжская железная дорога не претендует на контрольный пакет акций.
Идею создания компании поддержали мэр Волжского Игорь Воронин и вице-мэр Волгограда Анатолий Кращенко (отметивший, впрочем, что финансовых вливаний скудный бюджет областного центра не позволяет), директора ряда предприятий: Волжского трубного завода – Александр Ляльков, завода «Красный Октябрь» – Александр Фоменко, Волгоградского инструментального – Алексей Донченко, Себряковского асбестоцементного – Василий Сивокозов и другие. Прозвучала информация о том, что уже в течение ряда лет подобная компания успешно функционирует в Новосибирске, что такие же создаются в Нижегородской области, Татарстане и Башкортостане.
Собравшиеся приняли принципиальное решение: приступить к созданию компании. Проекты учредительных документов первоначально предполагалось подготовить к 1 июля текущего года, но губернатор предложил ускорить эту работу с тем, чтобы завершить ее к 1 марта: «Что резину тянуть? Это будет для пользы дела». Сходную точку зрения высказал и Александр Храпатый, предложивший учредить компанию, не дожидаясь 2005 года, несмотря на то, что в бюджете области на 2004 год на нее не предусмотрены средства.
На пресс-конференции, посвященной итогам совещания и состоявшейся сразу по его окончании, вице-губернатор Владимир Кабанов подчеркнул большое значение пригородных пассажирских железнодорожных маршрутов, которое будет возрастать по мере увеличения нагрузок на автомобильные дороги и, как следствие, «пробок» на них. В Волгограде, протянувшемся на 80 километров, электрички – самый удобный вид транспорта. Ему нескоро найдется приемлемая замена, если учесть чрезвычайно медленные темпы строительства метротрама.
На вопросы об экономической основе существования пригородных маршрутов из уст Александра Храпатого была получена информация, проливающая свет на безрадостный статус-кво: каждый рубль, вложенный в пригородные перевозки, приносит только 20-25 копеек дохода. Цены на билеты регулируются комиссией при главе администрации области, при этом, естественно, учитываются социальные интересы региона. Как сделать будущую компанию безубыточной – о конкретных методах решения этой проблемы еще предстоит думать. Из высказываний руководителей стали известны только направления поисков. Предполагается, что какая-то финансовая поддержка будет оказываться заинтересованными промышленными предприятиями, работники которых пользуются пригородными маршрутами для поездок на работу. Александр Храпатый отметил возможность и безубыточной работы на отдельных пригородных маршрутах с хорошим пассажиропотоком, таких, например, как Волгоград–Камышин. В числе других резервов повышения доходности будущей компании: борьба с «зайцами», обеспечение лучшего сочетания автотранспорта с электричками для увеличения востребованности последних (это важно, когда пассажирам необходимо делать пересадки), развитие на железных дорогах сферы услуг, не связанных с перевозками, например, торговли на перронах.
Таким образом, пока прозвучала декларация о намерениях. Конкретные организационные формы и методы деятельности будущей пригородной компании только предстоит определить.
Как-то «побоку» осталась другая немаловажная тема, хотя и ее затрагивали: необходимость увеличения заказов для железной дороги на предприятиях Волгоградской области. Например, в Саратовской области их размещается в 5 раз больше, чем в Волгоградской. Видимо, это связано с тем, что правление Приволжской железной дороги находится в Саратове.
|