В Волгоградскую “коммуналку” Приходит Частный Капитал
Пока речь идет о заключении краткосрочного (на 11 месяцев) договора аренды имущества муниципальных коммунальных предприятий Волгограда с местным филиалом ОАО “РКС” – дочерним зависимым акционерным обществом “Волгоградские коммунальные системы”. Благодаря ему муниципалитет избавится от бремени забот по поддержанию в рабочем состоянии и непосредственному управлению крайне изношенной коммунальной инфраструктурой и получит арендную плату, исчисленную из расчета 100% амортизационных отчислений за имущество.
– Проект ОАО “РКС” связан с попыткой позитивных изменений в коммунальном хозяйстве городов Российской Федерации через партнерские отношения между бизнесом и публичной властью, путем использования управленческого, технического и финансового опыта частного сектора в деле реабилитации и развития инфраструктуры городского хозяйства – отметил Александр Баженов.
Московский гость сообщил, что в составе акционеров ОАО “РКС” нет обладающих контрольным пакетом акций, поскольку наиболее солидные “паи” – по 25% – принадлежат РАО “ЕЭС России” и “Газпрому”, по 10% имеют промышленные группы – такие, как “Кузбассразрезуголь”, “Интеррос”, “Еврофинанс” и другие. Таким образом, из слов Александра Баженова можно сделать вывод о том, что государство несет определенную долю ответственности за исправное функционирование ОАО “РКС”, поскольку владеет, как известно, значительной частью акций РАО “ЕЭС России” и “Газпрома”. Это должно успокоить тех, кого пугает перспектива передачи российской “коммуналки” в руки частного бизнеса. В то же время ясно, что государственные структуры смогут оказывать на положение дел в ОАО “РКС” лишь опосредованное влияние, на условиях равноправного сотрудничества с бизнесом.
Хотя подразделения ОАО “РКС” существуют уже в 23 регионах, ее можно считать новой компанией, поскольку зарегистрирована она только 29 мая 2003 года.
В числе ее региональных филиалов – акционерное общество “Волгоградские коммунальные системы”, учрежденное 11 июля 2003 года. В 14 регионах подразделения ОАО “РКС” уже несут ответственность за обслуживание коммунальных потребителей – это в общей сложности 6 с лишним миллионов человек.
В настоящее время в ведении ОАО “РКС” находятся 34 предприятия тепловых сетей, 19 предприятий электросетей, 4 предприятия горводоканала и 1 газораспределительное.
– Наша основная задача заключалась в том, чтобы за те 3-4 месяца, которые предшествовали взятию нами ответственности за коммунальные услуги, научиться управлять предприятиями в условиях вхождения в зиму, поскольку зима – это особый сезон пиковых нагрузок, в котором все ошибки прошлых лет проявляются очень сильно, – заявил Александр Баженов. – На сегодня мы можем сказать, что проходим этот период пусть не без аварий – они всегда бывают, – но в целом успешно: обеспечили наши предприятия нормативным запасом топлива и материалов, своевременно, в соответствии с нормативами устраняем аварии и не имеем на предприятиях социальных проблем. Чтобы отрасль успешно прошла зиму, мы инвестировали в ее оборотные средства половину своего уставного капитала, равного 1 миллиарду рублей.
Кроме того, вкладывались, хотя и в ограниченных масштабах, средства в реконструкцию котельных и строительство новых: в Калужской области и на острове Русский возле Владивостока. Для осуществления инвестиций в коммунальную инфраструктуру в более значительных объемах необходимы долгосрочные соглашения с местными властными структурами, подчеркнул заместитель генерального директора ОАО “РКС”. Оптимальный вариант – договор об аренде на 49 лет.
Пока имеются достаточно серьезные препоны для передачи в распоряжение ОАО “РКС” коммунальной инфраструктуры на длительный период. Прежде всего, чисто организационного характера: в большинстве городов не проведена регистрация муниципального имущества, поэтому, в соответствии с Гражданским кодексом, его можно сдавать лишь в краткосрочную аренду на период до 1 года. Руководству ОАО “РКС” приходится учитывать это немаловажное обстоятельство и соответствующим образом строить свою деятельность.
– Мы хотим выйти на долгосрочные отношения, а в качестве первого шага предлагаем заключать договоры о краткосрочной аренде с правом внесения улучшений, в рамках которых мы начинаем инвестировать средства в реструктуризацию коммунальных предприятий, создавая тем самым основу для последующих долгосрочных инвестиций, – пояснил гость из Москвы.
Из дальнейших разъяснений Александра Баженова собравшиеся узнали, что разработчики проекта исходили, с одной стороны, из того, что должна быть принесена польза муниципалитетам и муниципальным хозяйствам, а с другой – из понимания того, что частный бизнес нельзя призывать к благотворительности. То есть необходимо установление взаимоприемлемых рамок, при которых муниципалитеты освобождаются от бремени содержания и развития стареющей коммунальной инфраструктуры, а частный бизнес приходит в отрасль для того, чтобы заработать.
Весь вопрос, очевидно, в том, на чем зарабатывать. В качестве негативного примера Александр Баженов привел ситуацию в городе Дзержинске Нижегородской области, где новые частные котельные подняли тарифы “до небес”. Он заверил собравшихся в том, что подобное невозможно в Волгограде, поскольку в нашем областном центре цены регулируются муниципалитетом и региональной энергетической комиссией. А с другой стороны, отметил московский гость, если задаться целью уменьшения показателя изношенности волгоградской коммунальной инфраструктуры с нынешних 78% до хотя бы 50%, необходимо производить инвестиции, которые должны окупаться. При этом, в зависимости от объема и срока капиталовложений, может возникнуть необходимость в повышении тарифов, поскольку в стране нет кредита сроком на 10 лет – есть на 5-7 лет. В качестве примера Александр Владиславович привел ситуацию в Орле, где муниципальные власти поставили условие: вложить в коммунальную инфраструктуру города 1 миллиард рублей за 5 лет, тогда как возможный доход от нее при нынешнем уровне тарифов – 100 миллионов рублей в год. Очевидно, в данном случае без повышения коммунальных платежей не обойтись. Город при этом не проиграет, поскольку, согласно закону, результаты инвестиций – так называемые неотделимые улучшения имущества – принадлежат арендодателю при условии их окупаемости в течение срока аренды.
– А как будет финансироваться капитальный ремонт сданных в аренду коммунальных предприятий? – спросил московского гостя один из членов рабочей группы.
– Источником финансирования капитального ремонта является амортизация. Будет своего рода взаимозачет: мы вам перечисляем арендную плату в размере амортизационных платежей, а вы нам перечисляете оплату работ по капремонту вашего имущества.
Поскольку к состоявшемуся 3 февраля заседанию не все структуры горсовета и мэрии, а также члены рабочей группы успели подготовить и представить письменные замечания по проекту договора, было принято решение о проведении 6 февраля нового заседания. Судя по высказываниям членов рабочей группы, принципиальных возражений против заключения договора у них нет, хотя претензии к предложенному проекту этого документа имеются.
|