Какой трактор «вывезет» регион на 4 миллиона тонн зерна в год?
На нем должен был присутствовать вице-премьер правительства РФ, министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев со свитой, а также руководители крупных заводов-производителей сельхозтехники. Но министр не приехал. Однако, несмотря на это, совещание оказалось очень интересным, и обсуждавшиеся на нем вопросы вышли далеко за рамки лизинговых отношений.
<br>
<h2 class=h>Волгоградская область впереди России всей по лизингу</h2>
О том, что лизинг сельскохозяйственной техники – единственный реальный путь обновления машинотракторного парка на селе, на совещании говорили многие. Сельхозпредприятия, крестьянские хозяйства, фермеры приобретают тракторы и комбайны с рассрочкой платежа, а потом ежеквартально делают взносы, зарабатывая деньги за счет использования полученной техники.
По расчетам ОАО «Росагролизинг», лизинговые схемы снижают финансовую нагрузку на покупателей техники на 40%. В Волгоградской области их выгодность оценили не сегодня. С 1998 года по системе областного лизинга регион получил сельхозтехники на 289 млн рублей. Плюс к этому по действующему последние два года федеральному лизингу объем поставок составил 740 млн рублей.
Сегодня Волгоградская область лидирует среди 60 субъектов Федерации, закупающих технику по лизингу. В прошлом году она получила, таким образом, 10% всей техники, реализованной в России. Среди поставленных в регион в 2003 году машин 139 комбайнов «Дон-1500», 19 комбайнов «Нива», 42 мощных «Кировца», 65 тракторов «МТЗ» и 42 трактора «ДТ-75» Волгоградского тракторного завода (суммарно – по системе областного и федерального лизинга).
Много это или мало? По данным вице-губернатора Павла Чумакова, в области сегодня около 15,6 тысяч тракторов и 6 тысяч комбайнов. Из них более 80% уже отслужили свои нормативные сроки. При нынешних темпах пополнения машинотракторного парка на его обновление понадобится около 60 лет! Поэтому закупки техники по лизингу необходимо наращивать, приобретая такие машины, каждая из которых сможет заменить по производительности 2-3 старых.
Поставки техники по федеральному лизингу в области осуществляют компании «Волгоградагролизинг» и «Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей». Последний также поставляет сельхозмашины и автомобили по областному лизингу.
Отметим, что ОАО «Волгоградагролизинг» является, по совместительству, дилером первой категории таких крупнейших предприятий как ОАО «Ростсельмаш» и ЗАО «Петербургский тракторный завод». А также имеет сертифицированный центр по гарантийному и постгарантийному обслуживанию продукции названных предприятий. Понятно, что и продвигает на село «Волгоградагролизинг», в первую очередь, «Кировцы» и комбайны «Ростсельмаша».
Система лизинга постоянно совершенствуется. На сегодня срок оплаты техники увеличен до 7 лет, первоначальный взнос снижен до 15% от ее стоимости, а ставка по кредиту из федерального бюджета составляет всего 4% годовых. При таких условиях лизинг оказывается выгоднее льготного субсидированного кредита.
Придавая огромное значение обеспечению населения продовольствием, федеральные и региональные власти уделяют много внимания проблемам сельскохозяйственного производства. И средства на нужды села из федерального и областного бюджетов поступают немалые.
Губернатор Волгоградской области Николай Максюта говорил на совещании о том, что с 1999 года из областного бюджета сельхозтоваропроизводителям компенсируется 2/3 ставки рефинансирования при кредитовании. А председатель областного комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Алексей Сарафанов сообщил, что в 2003 году на финансовую поддержку села из областного бюджета израсходовано 552 млн рублей, в том числе 188 млн на дотации и субсидии. Для привлечения субсидированных кредитов было затрачено 67 млн рублей из областного и 98 млн из федерального бюджетов.
Главную задачу в сфере сельскохозяйственного производства руководство области видит в максимальном расширении посевного клина и устойчивом получении не менее 4 млн т зерна ежегодно. А также в планомерном развитии не только растениеводства, но и животноводства.
По мнению губернатора, все необходимые предпосылки для достижения поставленных целей имеются. Но проблем на селе много. К ним Николай Максюта отнес и обеспечение села молодыми подготовленными кадрами, и создание нормальных условий для жизни и работы (строительство дорог, школ, больниц, жилья; газификацию и др.). А также создание кооперативов крестьянских хозяйств, финансовое оздоровление сельхозпредприятий. Большое значение может иметь и повсеместный переход на прогрессивную систему сухого земледелия, отказ от использования плуга в сельском хозяйстве.
Обеспечение земледельцев современной высокопроизводительной техникой – одно из главных условий реализации амбициозных планов. В связи с этим много внимания уделяется реализации разработанной в области концепции технического перевооружения сельскохозяйственного производства на период до 2006 года.
В соответствии с этой концепцией планируется приобрести около 1000 тракторов типа «Кировец», 1800 зерноуборочных комбайнов и много другой сельскохозяйственной техники на общую сумму 7,2 млрд рублей. В 2004-2006 годах ежегодно потребителям области будут поставляться 300 «Кировцев», более 500 комбайнов и другой техники на 1,9 млрд рублей, в том числе за счет средств областного и федерального лизинга – около 1 млрд рублей.
Для реализации концепции по инициативе областной администрации на ряде заводов и предприятий «Сельхозтехники» Волгоградской области было организовано производство перспективных сельскохозяйственных орудий – многооперационных комбинированных агрегатов, культиваторов, сеялок, сцепок и др.
<br>
<h2 class=h>У тракторостроителей – «своя» стратегия</h2>
Участники совещания с большим интересом ожидали выступлений генеральных директоров Петербургского и Волгоградского тракторных заводов.
Руководитель Петербургского Александр Крикунов сообщил, что питерцы намерены постоянно наращивать мощность и производительность своих машин. А для обеспечения их высокой надежности и конкурентоспособности на зарубежных рынках широко используют импортные узлы и агрегаты. В результате уже сегодня производительность последних моделей завода втрое выше, чем у тех, которые были выпущены 10 и более лет тому назад.
В Еланском районе области новые «К-744» работают уже почти два года. За световой день такой трактор при вспашке обрабатывает 70 га, на посеве – 150 га. Даже при высокой стоимости по лизингу (3,7 млн руб.), он окупается за 1,5-2 года. Александр Крикунов считает, что тракторы с такой производительностью обязательно будут востребованы.
А на подходе более мощные и производительные машины, отвечающие зарубежным нормам. Через 2-3 года они появятся на рынке и обеспечат рост производительности на основных работах еще на 30%. Через несколько лет питерцы планируют закрыть все потребности внутреннего рынка в самых различных колесных тракторах.
Генеральный директор ОАО «Волгоградский тракторный завод» Виктор Зайцев о рекордах производительности, поставленных машинами с маркой «ВГТЗ», не говорил. По его словам, волгоградские тракторостроители непрерывно работают над повышением качества продукции, усовершенствованием ряда узлов. Но зарубежные агрегаты применять пока не собираются.
А жаль: ведь время, когда можно было годами доводить до ума новые узлы на серийных машинах, давно ушло. Вообще, технический прогресс на заводе, судя по выступлению Виктора Зайцева, представляют довольно прямолинейно. «ДТ-75» с мощностью 95 л.с. должен сменить 130-сильный «ВТ-100». На смену «ВТ-100» придет «ВТ-150» с мощностью двигателя 150 л.с. По словам генерального директора, после доводки этот трактор будет основным в модельном ряде завода.
В 2004 году тракторостроители собираются провести испытания следующей, еще более мощной модели – «ВТ-180» класса 6 т. Вот этот трактор и должен поспорить по производительности с уже выпускаемыми «Кировцами» – он сможет работать с 70% орудий петербургского колесника. Однако, похоже, что в этой гонке за «Кировцами» волгоградские гусеничные тракторы заранее обречены на проигрыш.
Виктор Иванович настроен оптимистично – он уверен, что без гусеничного трактора крестьяне не обойдутся. На 2004 год заводом запланирован выпуск 3000 машин (это меньше «точки безубыточности»). Пока заказы есть только на 600 машин, но генеральный директор считает, что лизинг поможет заводу выжить.
<br>
<h2 class=h>Потребитель, как всегда, прав</h2>
Очевидно, что у руководителей области сложилось стойкое негативное отношение к продукции ВГТЗ. Губернатор в своих выступлениях перед журналистами неоднократно говорил о том, что выпускаемый сегодня в Волгограде «ДТ-75» – техника уже даже не вчерашнего дня. Что новый «ВТ-100» – «бесперспективен». Что заводу совершенно необходима кооперация с зарубежными производителями, которая может обеспечить конкурентоспособность продукции, надежность. Последняя, по словам Алексея Сарафанова, оценивается показателем в 75 часов наработки на отказ, что в 3 раза меньше, чем у отечественных колесников и просто несопоставимо с зарубежными.
Мнение большинства тех, кто трудится на земле, в целом совпадает с оценкой волгоградских тракторов представителями региональных властей. Хотя, конечно, у земледельцев есть свои собственные представления о том, какую технику им должны поставлять заводы.
Лишь малая часть потребителей, представляющих небольшие хозяйства, по инерции, а может, с учетом цен на тракторы и собственных ограниченных финансовых возможностей, считают гусеничные машины типа «ДТ-75» вполне подходящими.
Представители крупных компаний убеждены в целесообразности приобретения зарубежных тракторов или последних моделей «Кировцев». Что можно понять – поля у них огромные, и экономия трудозатрат, топлива, времени на обработку почвы для них имеет решающее значение.
Большой интерес вызвало выступление руководителя ООО «Содружество-ОЙЛ» Виктора Банькина. По его мнению, новые «Кировцы» слишком дороги для крестьян. Гораздо более выгодным вариантом он считает использование колесных тракторов типа «Т-150» (Харьковского завода), «переобутых» в широкие шины низкого давления. При такой модернизации резко возрастают тяговое усилие машины, ее производительность при сравнительно небольшом расходе топлива.
Виктор Банькин вызвал смех и аплодисменты у участников совещания, когда сказал, что условия работы на таких модернизированных тракторах настолько лучше, чем на гусеничных, что жены трактористов приходят проверять – действительно ли их мужья работают целую смену в поле, а не прохлаждаются где-нибудь в укромном уголке.
Мнение Банькина по поводу колесных тракторов «Т-150» разделяют очень многие. Говорят о том, что и без гусеничного трактора волгоградского завода, да и без «Кировца» сегодня вполне можно обойтись, имея харьковский «Т-150» с соответствующими шинами. В этой связи вспоминаются окончившиеся ничем попытки ВГТЗ освоить производство колесников класса «Т-150».
А чем же, «по жизни», земледельцев области не устраивают волгоградские трактора? Ни тяговым усилием, ни скоростью, ни производительностью, говорит руководитель СПК «Вперед к победам» Старополтавского района Курмангали Имангалиев. Ни условиями работы тракториста, которые ниже всякой критики. С ним полностью согласен и глава крестьянского хозяйства Михаил Залипаев. По мнению обоих, на ВГТЗ не заметили, что «век сменился». А возможность ремонта трактора в сарае, его способность работать на любом топливе и масле больше не рассматриваются на селе как достоинства. Крестьянам пахать надо в прямом и переносном смысле, а не заниматься денно и нощно его техобслуживанием.
Планы ВГТЗ по выпуску новых тракторов и оценки потребителей свидетельствуют: на заводе сегодня нет продуманной эффективной стратегии, как нет и модели, способной осуществить «прорыв» и занять прочное место в определенной рыночной нише на ближайшие годы. А значит, экономические трудности и проблемы на предприятии будут нарастать в дальнейшем. Как снежный ком.
|