Мэрия определилась с жилищной политикой
Начальник управления по реализации жилищной политики администрации Волгограда Игорь Максимчук, назначенный на эту должность полмесяца назад, на своем первом брифинге обозначил проблемы и назвал приоритетные направления деятельности.
С введением в действие 1 марта 2005 года нового Жилищного кодекса все волгоградцы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, разделились на две категории: те, кто встали на муниципальный учет в качестве таковых до этой даты (их насчитывается 12721 человек, не считая членов семей), и все остальные. Первые сохраняют право состоять на муниципальном учете до получения жилья по договорам социального найма. Из них 6246 очередников числятся по общим основаниям, а 6475 – по льготным (как инвалиды, ветераны, вынужденные переселенцы, работники Крайнего Севера, чернобыльцы, уволенные в запас военнослужащие и др.).
Если обеспечением жильем льготных категорий очередников государство как-то занимается посредством выделения субсидий, субвенций, государственных жилищных сертификатов, то относительно вставших на учет по общим основаниям оно еще не определило: кто должен ими заниматься.
Что же касается граждан, не успевших встать на муниципальный учет до 1 марта 2005 года, начиная с этой даты в число очередников попадают лишь признанные малоимущими. Таковыми считаются те, в чьих семьях доход на одного человека не превышает 5224 руб. в месяц и чье имущество не дороже 369 тыс. руб. И само собой разумеется, учетная норма общей жилой площади должна составлять не более 11 кв. м на одного члена семьи.
От проблем отдельных категорий граждан Игорь Максимчук перешел, по его выражению, к «болевым моментам», актуальным для всего города. Прежде всего был затронут вопрос о муниципальных общежитиях, которых на сегодня осталось 119. Недавно постановлением главы Волгограда из специализированного жилого фонда этой категории было выведено 45 жилых домов блочно-панельного и квартирного типов. С начала 2007 года комнаты в общежитиях были предоставлены 105 гражданам. Однако к настоящему времени эта практика была приостановлена, что было обусловлено целым рядом причин. Одна из них – наличие в Волгограде большого числа аварийных домов, переселяемые из которых вправе рассчитывать на первоочередное предоставление жилья в общежитиях. Кроме того, Волгоград нуждается в маневренном жилищном фонде на случай возникновения различных экстренных ситуаций. Еще одна причина – стремительное уменьшение количества комнат в общежитиях в результате приватизации их гражданами.
Что касается ветхого и аварийного жилья, то на сегодня районными межведомственными комиссиями признаны аварийными 13 многоквартирных домов (в основном на территории Красноармейского района), их список утвержден постановлением главы Волгограда. Переселению из них подлежат 128 семей.
Игорь Максимчук назвал следующие приоритетные направления жилищной политики администрации Волгограда. Это, прежде всего, оптимизация структуры управления, упрощение регламентов и процедур принятия решений во избежание дублирования функций и неоправданной волокиты. Актуальным признано также развитие муниципального строительства, на которое предполагается направлять все средства, поступающие в город на реализацию жилищных программ.
– Функцию муниципального строительства должен выполнять муниципальный заказчик, а еще лучше – и муниципальный подрядчик, обеспечивая возведение социального, малоразмерного жилья без каких-либо коммерческих надбавок, – считает господин Максимчук. – Сейчас, к сожалению, все деньги, поступающие в город, «вбухиваются» на вторичный рынок жилья, в результате чего стоимость 1 кв. м приближается к 40 тыс. руб., являясь экономически не обоснованной, ажиотажной.
Еще одно приоритетное направление – учет жилищного фонда путем создания системы обмена информацией с управлением федеральной миграционной службы, районными службами по регистрации прав на недвижимость, отделами ЗАГС и МУЖКХ для улучшения планирования жилищной политики и контроля за освобождающимися помещениями.
В числе муниципальных приоритетов было названо и развитие социальной ответственности бизнеса. Как пояснил Игорь Максимчук, в прошлые годы между администрацией Волгограда и организациями-застройщиками, возводившими многоквартирные дома, было заключено большое число соглашений о безвозмездной передаче части квартир городу. Главой Волгограда создана рабочая комиссия, обобщающая данные о количестве жилья, которое город вправе получить по этим соглашениям, и разрабатывающая соответствующие предложения.
– Мы считаем, что это один из источников формирования муниципального жилищного фонда Волгограда, который, в принципе, не противоречит законодательству, – отметил Игорь Максимчук. – На федеральном уровне мы видим много образцов социальной ответственности бизнеса, поэтому хотелось, чтобы и наши волгоградские предприниматели не были исключением. Они строят жилье на муниципальных землях, привлекают денежные средства граждан, получают от этого прибыль и потому должны помогать тем категориям населения, которые социально не защищены.
Отвечая на вопрос корреспондента «НДВ» о том, каким образом администрация Волгограда намерена и далее побуждать предпринимателей к заключению соглашений о безвозмездной передаче жилья городу, Игорь Максимчук признал:
– Вопрос непростой, так как по закону мы не можем создавать льготные условия для кого-то из субъектов коммерческой деятельности. Найдем какой-то вариант, может быть, морального плана… Если участок под застройку предоставляется через аукцион, никаких дополнительных условий быть не может – только цена имеет значение.
Олег МАМОНТОВ
|