Развитие рынка ИТ-решений определяют потребители
Справка. Нижневолжскому филиалу компании в эти дни исполнится 6 лет. На его счету проекты для таких предприятий и организаций, как “Астраханьгазпром”, “Красный Октябрь”, “Каучук”, “Волгоградский алюминий”, Волжская ГЭС, УМНС по Волгоградской области, НВ ПТУС “Связьтранснефть”, “Волжский трубный завод” и многих других. Компания АйТи сегодня – это 19 филиалов в крупнейших российских городах и странах СНГ. Основной вид деятельности – бизнес сложных ИТ-решений. При этом АйТи – создатель и целого ряда собственных продуктов, многие из которых на сегодня считаются одними из лучших в России в своих областях, в их числе: БОСС-Кадровик, БОСС-Референт, БОСС-Компания, АйТи-Ойл (система комплексной автоматизации автозаправочных комплексов), АйТи-СКС. В настоящее время компания АйТи – это группа компаний, объединяющая в себе, помимо системной интеграции, такие направления, как обучение в области информационных технологий (Академия АйТи), разработку программных систем на заказ (Аплана), управленческий консалтинг (Аддити Консалтинг) и др. Говорят, что именно АйТи в свое время приложила немало усилий для популяризации понятия “системная интеграция” в нашей стране.
– Александр Викторович, системная интеграция сегодня и 10 лет назад – это одно и то же понятие или же с течением времени трактовка изменилась?
– В классическом понимании системный интегратор – это прежде всего поставщик комплексных ИТ-решений с высокой долей сервисных услуг, в портфеле которого как уникальные сервисы, так и традиционные решения в области инфраструктуры, бизнес-приложений, решений для поддержки стратегического управления предприятиями и т.д. Сегодня, к сожалению, термин “системная интеграция” перестал соответствовать тому смыслу, который закладывался в него в середине 90-х – бизнес комплексных ИТ-решений. И системными интеграторами объявляют себя практически все компании, работающие с корпоративными клиентами, пусть даже этот бизнес и заключается преимущественно в поставке оборудования. Мы же, все-таки, придерживаемся классической трактовки и соответствующим образом строим наш бизнес.
Принципиальная же картина рынка системной интеграции – рынка комплексных ИТ-решений, – на мой взгляд, в России не претерпела существенных изменений. Связано это, прежде всего, с тем, что “порог выхода” на рынок сложных решений очень высок, а путь создания уникальных ИТ-практик требует значительных инвестиций и очень долог – знания и опыт нарабатываются годами. При этом практически полностью отсутствуют возможности быстрого выхода на новый рынок за счет, например, покупки готовых команд – на рынке просто нет достаточного количества таковых.
Именно поэтому наш сегмент рынка довольно консервативен с точки зрения появления на нем “новых звезд”. В то же время качественный рост идет, и практически все его основные игроки активно работают над развитием новых высокопрофессиональных услуг.
– Какие бы вы отметили основные тенденции в 2003 году в сегменте системной интеграции? Изменились ли требования клиентов?
– Собственно говоря, именно требования заказчиков и определяют развитие нашего рынка. Я бы не сказал, что они кардинальным образом изменились. Задачи остались прежними. Изменились приоритеты. Например, в этом году можно было заметить резкий всплеск интереса к системам корпоративного управления класса ERP, в частности, со стороны компаний среднего бизнеса. Объясняется это просто – в нашей стране появились прецеденты успешного внедрения и использования ERP-систем, отсутствие которых долгое время было одним из главных сдерживающих факторов для развития рынка систем корпоративного управления. Задачи же повышения эффективности менеджмента актуальности своей не потеряли. Скорее наоборот. При этом сегодня уже неоспорим тот факт, что информационные технологии являются одним из важнейших инструментов повышения эффективности управления. Соответственно, внедрение управленческих систем в настоящее время для многих предприятий – одно из наиболее приоритетных направлений с точки зрения автоматизации.
Наблюдается и активный интерес к системам автоматизации производственных процессов, специфичных для различных отраслей. Собственно, автоматизация производства – задача ключевая для любого предприятия. В свое время, еще в начале 90-х, она претворялась в основном с помощью “самописных” решений. Сегодня же речь идет о внедрении соответствующих отраслевых модулей ERP и других промышленных систем.
Но главным итогом этого года я бы назвал четко обозначившуюся тенденцию к перераспределению структуры потребления информационных систем. Не секрет, что в нашей стране до последнего времени большая часть ИТ-расходов как на корпоративном рынке, так и в государственных структурах приходилась на поставки “железа”. Сегодня ситуация постепенно меняется. Все большую долю в ИТ-бюджетах предприятий занимают сервисы – интеграция, консалтинг, обучение, сопровождение систем и т. д., а также разработка программного обеспечения. Иными словами, структура отечественного рынка все больше приближается к западной. Рынок становится более зрелым и цивилизованным. Опять же, прежде всего, благодаря тому, что это необходимо заказчикам. Современные информационные системы достаточно сложны, а задачи, которые они решают, напрямую сказываются на бизнесе. Отсюда и потребность в различных сервисах, которые бы обеспечили их поддержку и развитие на протяжении всего жизненного цикла.
– А каков был уходящий год для самой АйТи?
– Если говорить об АйТи в Волгограде – для нас этот год был вполне обыкновенным, не отличался выдающимися взлетами, но и не принес никаких огорчительных спадов. Мы завершили целый ряд интересных проектов на ВМЭЗ “Сарепта” – это и система управления персоналом, и система электронного документооборота. Сейчас приступаем к внедрению системы управления предприятием на базе собственной разработки АйТи – БОСС Компания. В Морской администрации порта г. Астрахань в эти дни заканчивается проект внедрения системы документационного обеспечения управления БОСС-Референт. В Астрахань-GSM мы внедрили Call-центр на базе оборудования Avaya.
Что касается компании в целом, для АйТи 2003 г. стал годом важных преобразований. В частности, АйТи была преобразована в группу компаний. Серьезное развитие получило сервисное направление деятельности, а также такие практики, как ИТ- и управленческий консалтинг. При этом богатейший опыт по отдельным направлениям позволяет нам предоставлять уникальные для нашего рынка услуги. В настоящее время достаточно востребован консалтинг по бюджетированию. От первого разговора с заказчиком на эту тему до заключения контракта проходит достаточно короткое время. Объясняется это довольно просто: в прошедшем году российская собственность претерпевала существенные перемены – укрупнялась, меняла собственников. Новые владельцы пытаются наладить контроль расходов. Другой консалтинговый бум наблюдается в управлении персоналом. На опыте многочисленных внедрений HR-систем различного класса компанией накоплена солидная экспертиза, которая дает детальное представление не только о том, как эта кадровая система (и подобные ей) реально работает в «полевых условиях», но прежде всего о том, как должна работать кадровая служба. Несмотря на то, что оба эти направления появились в компании относительно недавно, уже сегодня мы завершили целый ряд проектов и по бюджетированию, и по HR-консалтингу.
Появились новые направления деятельности – в частности, в этом году были открыты центры технической поддержки Oralce в Новосибирске, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге. Очень важно, что обслуживание во всех центрах организовано по единой методологии, единым стандартам качества, с управлением из единой «точки влияния», что особенно ценно для распределенных структур: холдингов, министерств и т.п. Кстати, услуги по техподдержке и сопровождению информационных систем, согласно различным опросам, на сегодня одни из самых востребованных среди отечественных заказчиков.
За прошедший год мы очень много сделали в области создания вертикальных решений, ориентированных на специфические задачи конкретных отраслей хозяйствования, в чем нам очень помогает 13-летний опыт работы с предприятиями из самых разных отраслей. Так, опыт внедрения системы электронного документооборота в Министерстве по налогам и сборам РФ позволяет нам создать типовое решение по организации юридически значимого документооборота с использованием ЭЦП для министерств или иных крупных государственных организаций. Кстати, на сегодняшний день это единственное внедрение подобной системы такого масштаба. В завершившемся году системой были охвачены все восемьдесят девять управлений МНС субъектов федерации, а в наступившем – пройдет ее внедрение на уровне инспекций. Таким образом, через год-два все сотрудники МНС смогут работать с электронным документооборотом.
Таким же образом мы работаем по основным вертикальным рынкам: ТЭК, банки, государственные структуры, телекоммуникации, транспорт и т. д. Оформляем накопившийся практический опыт в типовые решения, актуальные для наших заказчиков уже сегодня или в ближайшей перспективе.
И в заключение хотелось бы сказать, что главный принцип нашей деятельности заключается в том, что создаваемые нами информационные системы должны в полной мере отвечать текущим и перспективным задачам бизнеса наших заказчиков, в этом мы видим свою миссию.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех волгоградцев и гостей города и региона с наступающим Новым годом, желаю успешного и стабильного развития в новом году. Со своей стороны компания АйТи, используя весь накопленный потенциал, сделает для вас все возможное!
|