Почему пробуксовывает жилищная реформа?
Все так же чисто во дворе этого десятиэтажного дома, все еще зеленеют кусты и листья на деревьях. И созревшие ягоды рябины, потерянные птицами, краснеют в траве. По-прежнему у входа во двор дежурит бдительная охрана, не пропускающая «чужих». Практически закончена отделка подъездов дома снаружи плиткой из «дикого камня».
Да еще «выдержан очередной экзамен» – так председатель ТСЖ Галина Клименко называет начало очередного отопительного сезона. Топить в этом году здесь начали 16 октября, хотя могли бы и потянуть, чтобы сэкономить. Но экономить на здоровье и комфорте жильцов здесь не принято.
Судебные тяжбы ТСЖ с владельцем стоматологической клиники, реализующим свои права на часть двора и другое общее имущество, так и не закончены. Более того, стоматологом обжаловано в суде даже предписание комитета по развитию телерадиовещания и рекламы, в соответствии с которым он должен был демонтировать рекламную конструкцию, установленную на фасаде дома без согласования с ТСЖ.
Впрочем, его председатель сегодня больше думает не об этой бесконечной тяжбе, а о ходе жилищной реформы в Волгограде и в стране в целом. Поводом для таких размышлений стали два события в октябре: командировка Галины Клименко в Сочи на всероссийскую конференцию «Законодательное обеспечение и правоприменительная практика управления многоквартирными домами и защита прав потребителей ЖКУ с учетом новых нормативных документов» и участие в работе по подготовке «Устава некоммерческой организации «Волгоградская ассоциация управляющих компаний и товариществ собственников жилья».
Так получилось, что на конференции в Сочи 3-5 октября Галина Николаевна оказалась единственной представительницей региона. Городская администрация, видимо, посчитала событие недостаточно важным для того, чтобы командировать туда своего представителя. В результате все рекомендации конференции, материалы, обобщающие опыт работы ТСЖ и УК в различных городах страны; советы специалистов в области бухучета и жилищного права достались только ей одной.
Она, конечно, не преминула всем этим воспользоваться. Но попыталась выяснить в горадминистрации, не хотят ли там узнать что-нибудь о прошедшей конференции и донести ее рекомендации до всех городских ТСЖ и УК. Оказалось, не хотят.
В гордуме Клименко выслушали более внимательно и даже включили в состав правления создаваемой общественной организации «Волгоградская ассоциация управляющих компаний и товариществ собственников жилья».
Ассоциация УК и ТСЖ – это, по мнению Галины Клименко, неплохо. Но мечтала она о другом – о создании союзов ТСЖ, в которых можно было бы объединить усилия по решению ряда проблем расположенных по соседству домов. Общие инженерные службы и бухгалтерии могли бы сэкономить средства жильцов каждого из таких домов и использовать деньги на что-нибудь полезное.
Сегодня складывается впечатление, что повсеместно, не только в Волгограде и Волгоградской области, власти не намерены особенно пропагандировать ТСЖ как одну из форм управления жилыми домами. Для этого нужно тратить слишком много времени и сил на работу с людьми, проведение собраний, регистрацию новообразований, а потом и на помощь им.
Гораздо проще навязать людям старые и хорошо знакомые ДЭЗы и ЖЭУ, сменившие вывески на «Управляющие компании». А решения общих собраний жильцов можно просто фальсифицировать. Информации о таких фактах в СМИ предостаточно.
Получить деньги на капитальный ремонт жилья из федерального фонда в соответствии с законом № 185 Волгоград и другие города области уже могут и без особой активизации работы по созданию ТСЖ, поскольку главное условие, требующее наличия не менее 5% жилого фонда в ведении ТСЖ, уже выполнено.
Конечно, по мнению Клименко, в том, что реформа сведется только к смене вывесок и кто-то будет «жиреть» на деньгах, получаемых за «техническое обслуживание жилья», сами жильцы многоквартирных домов и виноваты – они слишком пассивны и «нелюбопытны». И «прозреть» им особо никто не помогает.
Галина Николаевна говорит, что ни разу не видела телепрограмм и не слышала радиопередач, рассказывающих об особенностях каждой формы управления жилым фондом. Не было и писем, листовок и прочих печатных материалов, в доступной форме излагающих преимущества и недостатки отдельных форм управления домами.
В итоге мы имеем то, что имеем.
А сравнить одно с другим сегодня уже можно – достаточно зайти в дома, которыми управляют ТСЖ и УК, поговорить с теми, кто в них живет. И подумать, почему в них такие «разные» подъезды, лифты, стены и крыши. Можно также поинтересоваться у руководителей УК, обслуживающих отдельные дома, какую прибыль они получают и на что ее тратят.
Сегодня у ТСЖ существует множество проблем. Галина Клименко называет некоторые из них. Ей, в частности, непонятно, кто должен оплачивать работу по межеванию территории, выделяемой ТСЖ.
Как быть, если кто-то из жильцов многоквартирного дома не захочет участвовать в финансировании капитального ремонта (речь идет о 5% от общей его стоимости, которую в соответствии с законом № 185 должны оплачивать жильцы)? Кто вообще должен составлять дефектные ведомости по дому и определять стоимость капитального ремонта?
Почему ТСЖ не дают субсидий на компенсацию льгот по техническому обслуживанию квартир инвалидов?
Таких вопросов множество, и отвечать на них пока некому.
Правда, мэр Волгограда Роман Гребенников недавно провел совещание с представителями городских ТСЖ и УК с целью «поиска новых подходов к решению возникающих вопросов». Кроме вышеперечисленных к ним можно отнести и часто задаваемые вопросы о передаче ТСЖ документации по их домам, по определению понятий долевой собственности и прав отдельных собственников.
Вопросы были зафиксированы и переданы чиновникам для подготовки «соответствующих программ». Пока же все они остаются нерешенными.
Анатолий КОШКИН
|