Во время выборов средствам массовой информации предстоит пройти по лезвию ножа
Председатель областной избирательной комиссии Геннадий Шайхуллин подробно рассказал о новых, ужесточившихся требованиях федерального законодательства о выборах к деятельности СМИ. И привел показательный пример: директор и два водителя астраханской типографии, в которой были отпечатаны и затем доставлены в Волгоград листовки кандидата на пост мэра Волгограда без указания выходных данных, оказались в следственном изоляторе. Четыре года назад подобное было немыслимо. По словам Геннадия Шайхуллина, закон допускает две формы информационного обеспечения избирательного процесса. Это, во-первых, информирование на принципах объективности, достоверности, беспристрастности, равного освещения деятельности всех кандидатов. И во-вторых, предвыборная агитация в СМИ должна побуждать избирателей голосовать “за” или “против” определенного кандидата или избирательного блока.
Как подчеркнул Геннадий Шайхуллин, радикально изменившееся за последнее время законодательство о выборах нисколько не ограничивает конституционное право граждан на свободу слова – оно только определяет особый правовой режим распространения информации о выборах в период проведения избирательной кампании. Такой режим наступил 4 сентября, с момента опубликования указа президента России о проведении выборов в Государственную думу, а завершится 7 декабря, когда состоятся выборы.
Касаясь конкретных требований законодательства к деятельности СМИ накануне выборов, председатель облизбиркома разъяснил, что до 7 ноября, за месяц до выборов, предвыборная агитация запрещена, поэтому пока пресса, радио и телевидение вправе лишь информировать избирателей об организации и ходе избирательного процесса: о назначении даты выборов, образовании избирательных округов, границах избирательных участков, составе избирательных комиссий, дате и месте голосования, а также о списках и биографии кандидатов, наличии у них судимости, имущества, источниках доходов, избирательных фондах. К информированию избирателей относится также публикация результатов опросов общественного мнения, но с непременным указанием организации, проводившей опрос, времени его проведения, количества и состава опрошенных лиц.
Сообщая о предвыборных мероприятиях кандидатов, СМИ не имеют права оказывать предпочтение кому-либо из них, в том числе по времени освещения его предвыборной деятельности и объему отведенной для этого печатной площади. Если кандидат является должностным лицом или действующим депутатом законодательного органа, то распространение объективной информации о его профессиональной деятельности считается информированием, а не агитацией, пока не приводятся иные сведения: о том, как он учился в школе, какая у него семья и т.п. Журналист и редакция имеют право и на добросовестную ошибку, от которой не застрахован никто, и при оценке подобных явлений будет обращаться внимание прежде всего на систематичность определенных действий в пользу или в ущерб тем или иным участникам избирательного процесса.
Что касается агитационных материалов в пользу зарегистрированных кандидатов, политических партий и избирательных блоков, то они могут появиться в СМИ не ранее 7 ноября 2003 года, то есть за 30 дней до голосования по выборам в Госдуму. Редакции не имеют права агитировать от своего имени – это требование Геннадий Шайхуллин предложил журналистам записать для себя “крупными буквами”. Агитационные материалы должны исходить от соответствующих уполномоченных субъектов – самих кандидатов и избирательных объединений – и быть оплачены из соответствующих избирательных фондов (за исключением случаев, когда государственные и муниципальные СМИ размещают материалы зарегистрированных кандидатов на бесплатной основе). Рядовые граждане также не имеют права выступать от своего имени в СМИ с призывами отдать предпочтение тому или иному участнику выборов, они могут делать это только с согласия соответствующих кандидатов или партий и при условии оплаты этих публикаций со счетов избирательных фондов. Причем СМИ, размещающие агитационные материалы, должны заранее проинформировать облизбирком о своем участии в избирательной кампании. А поскольку одновременно будут происходить избирательные кампании по выборам в Государственную и областную думы, таких уведомлений должно быть от каждой редакции направлено два.
Всем участникам избирательного процесса необходимо знать о том, что для отмены регистрации кандидата на выборах любого уровня достаточно установления судом факта превышения оплаты предвыборной агитации со счетов избирательного фонда более чем на 5% от его размера. В случае с выборами в областную думу, когда предельная величина избирательного фонда составляет 625 тысяч рублей, речь идет о сумме, равной 31250 рублей. При выборах в Государственную думу “потолок” избирательного фонда равняется 6 миллионам, 5% от этой суммы – 300 тысяч рублей. В каждом избирательном округе создается контрольно-ревизионная служба, которая будет подсчитывать затраты участников избирательного процесса. Опубликовав о кандидате объемный материал, который будет признан агитационным, редакция может ненароком “выбить из седла” этого участника выборов.
Руководитель Нижне-Волжского регионального управления Министерства печати и радиотелекоммуникаций России Константин Каркачев в своем выступлении обратил внимание собравшихся на важную законодательную новацию, касающуюся деятельности СМИ в период избирательной кампании. Речь идет о возможности приостановления выхода издания до окончания избирательной кампании в случае двух правонарушений, по которым уже состоялись решения суда. Причем достаточно наложения штрафа в размере 100 рублей, которого редакция может просто “не заметить”. “Если СМИ проколется 2-3 раза, не обессудьте, ответите по полной программе”, – подчеркнул он.
К числу других правовых новшеств относится новая редакция статьи 141-й Уголовного кодекса, предусматривающая за оказание материальной поддержки кандидата или избирательного объединения путем изготовления и распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных по заниженным расценкам, штраф в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или в размере зарплаты осужденного за период от 5 до 7 месяцев либо исправительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок.
Кодекс об административных правонарушениях пополнился статьями, которые предусматривают суровые санкции за нарушение порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов (штраф для должностных лиц в размере от 10 до 50 МРОТ, а для юридических– от 300 до 1000 МРОТ), за нарушение порядка и условий проведения предвыборной агитации (штраф для должностных лиц в размере от 20 до 50 МРОТ, а для юридических– от 200 до 1000 МРОТ), за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода (штрафы в тех же размерах) и за иные правонарушения.
Завершая семинар, Геннадий Шайхуллин подытожил все сказанное:
– Эту кампанию выиграют юристы – не журналисты, не “пиарщики”. Принимайте на работу толковых юристов. Если таких нет, живите в облизбиркоме, консультируйтесь.
Последние слова вызвали веселое оживление у приунывшей публики (среди которой преобладали дамы), разрядив обстановку. Журналистки наперебой спрашивали у молодого импозантного председателя облизбиркома, по какому адресу находится его учреждение. Хотя всем было, конечно, ясно: слова об установленной для СМИ суровой ответственности за нарушения в период избирательной кампании – совсем не шутка.
|