Японцы в городе.
С 5 по 8 октября состоялось немало встреч японских гостей с первыми лицами волгоградского муниципалитета и руководителями местных предприятий. Об основных результатах проведенных переговоров и совместных обсуждений проблем рассказывает заместитель руководителя комитета зарубежных, межрегиональных связей и внешнеэкономической деятельности администрации Волгограда Владимир Малов.
Прежде всего, надо отметить, что подписание каких-то итоговых документов по завершении визита не планировалось. Международная встреча состоялась в рамках договоренностей, оформленных экономическим соглашением, которое было подписано в сентябре прошлого года. По своему содержанию визит носил характер презентации различных фирм с целью изучения потенциального спроса на зарубежную продукцию и предложения ее иностранными партнерами.
Что касается контактов между конкретными фирмами двух стран, следует отметить, что волгоградские тракторостроители проявили интерес к поставкам японской фирмой “Мицубиси” кондиционеров, обладающих повышенной виброустойчивостью, для волгоградских машин, экспортируемых в страны Азии и Африки. Они же заинтересовались и другой японской продукцией – гусеницами резинотросовыми, то есть изготовленными с резиновыми элементами на базе тросов. Представитель Волгоградского завода оросительной техники сообщил о потребности его предприятия в оборудовании фирмы “Мицубиси”, способном перерабатывать густые иловые остатки, образующиеся после очистки воды. Велись переговоры также между сотрудниками фирмы “Мицубиси” и ПО “Баррикады”, которые обменялись рекламными проспектами и выразили желание продолжить контакты. Наибольший интерес в Волгограде проявили к всемирно известной “Мицубиси”.
Состоялась также презентация японской автомобильной фирмы HIVEC. Она любопытна тем, что была создана совсем недавно, в мае этого года, путем инвестирования 16 автомобильных компаний Японии. Ее задача – создание дизайна автомобильной техники и оборудования, на котором можно реализовать этот дизайн. Интерес к контактам с HIVEC проявил Волгоградский завод транспортного машиностроения, производящий троллейбусы.
Еще одна японская фирма, презентация которой прошла в дни визита делегации Хиросимы, – компания NEC, развивающая два направления деятельности: создание компьютерной техники и оборудования для дальней связи, в том числе космической и микроволновой. К сожалению, ее представителю не удалось в полной мере достигнуть “стыковки” интересов с приглашенными сотрудниками волгоградских фирм.
Один из примечательных пунктов программы пребывания японской делегации в Волгограде – посещение алюминиевого завода. В ходе его стороны проявили взаимный интерес. Гостей привлекла продукция волгоградского предприятия, они готовы изучить возможности ее импорта, в частности, с целью изготовления строительных конструкций для сооружений, строящихся японской стороной в России. Была достигнута договоренность о том, что представитель “алюминьки” будет включен в состав волгоградской экономической миссии, которая посетит Японию в феврале-марте будущего года. Японские гости заинтересовались перспективой инвестиций в строительный бизнес Волгограда. «Зондируя почву» для действий в этом направлении, они встретились с представителями компании «Диамант».
Еще одно направление деловых интересов гостей из Хиросимы, о котором они заявили во время визита, – организация в Волгограде гостиничного и ресторанного бизнеса. Они ездили по городу и осмотрели ряд мест и строений, предварительно определяя, где лучше разместить подобные предприятия.
В числе других вопросов, которые обсуждались в дни визита, – экспорт в Японию российской водки и икры и импорт японской рисовой водки сакэ, а также организация в Хиросиме выставки-ярмарки товаров волгоградских товаропроизводителей.
Подводя итоги встреч с гостями из города-побратима, нельзя оценивать их результаты только с точки зрения достижения конкретных решений, которые будут осуществлены уже в ближайшее время. Главная суть и значение состоявшегося диалога – в другом. В этой связи уместно вспомнить о том, что представители японской внешнеторговой правительственной организации “Джетро” во время их визита в Волгоград в 2001 году сетовали на то, что товарообмен между нашими странами сократился в 4 раза, по сравнению с советскими временами. Проанализировав ситуацию, гости из Японии признали свою долю вины в этом, заявив, что оказались не готовы к работе с Россией в новых экономических условиях. Они привыкли к тому, что в советское время было достаточно иметь одно-два торговых представительства в Москве и осуществлять через них деятельность на всей территории СССР. Слишком поздно пришло понимание: в изменившихся условиях нужно работать с каждым конкретным регионом. Отсюда печальные реалии наших дней: представитель фирмы “Мицубиси” признался, что плохо знает региональные российские рынки. Не приходится удивляться, что экспорт продукции этой фирмы в Россию составляет всего лишь 0,7% от ее объема производства. Поэтому в “Мицубиси” решили развивать связи с российскими регионами.
Подобные визиты проходят как раз в рамках концепции развития контактов между регионами для изучения ситуации со спросом и предложением товаров на местах. Это процесс, конечно, длительный, но работающий на важный результат – укрепление взаимовыгодного сотрудничества.
Каковы перспективы сотрудничества? Японская сторона проявила интерес к следующим направлениям деятельности в России и, в частности, в нашем регионе: вложение инвестиций в высокие технологии, организация сборочных производств, развитие транспортной структуры и средств связи.
Таким образом, “малые” визиты на региональном уровне вписываются в общую стратегию развития дружественных отношений между нашими государствами. Не случайно мэр Хиросимы, принимавший в прошлом году волгоградскую делегацию, получил одобрение и поддержку со стороны японского правительства.
За рамками состоявшегося визита делегации Хиросимы остались некоторые важные вопросы российско-японского сотрудничества, которые обсуждались в дни посещения волгоградской делегацией Хиросимы в декабре прошлого года, в частности организация в Волгограде торгово-сервисного центра автомобильной фирмы “Мазда”, в чем мы заинтересованы. Полезно укреплять и связи с фирмой “Панасоник”. Побывавший в Волгограде в начале текущего года представитель этой фирмы отметил, что ее продукция на наших прилавках – это, образно говоря, прошлый век. А между тем “Панасоник” заинтересован в продвижении новейших разработок, в том числе в налаживании сборочного и сервисного производства. Из всего сказанного ясно, что возможностей для развития деловых партнерских отношений между Россией и Японией, между нашим регионом и японским городом-побратимом очень много. Состоявшийся визит стал, своего рода, взаимной разведкой, взаимным узнаванием – первым этапом налаживания межрегионального сотрудничества. Японская сторона выразила свое удовлетворение тем, что новое руководство Волгограда активно нацелено на развитие международгного сотрудничества.
Наша ответная экономическая миссия должна посетить Хиросиму в феврале-марте будущего года.
|