Как Сергей Сена Влип В "городские Истории"
- Сергей Львович, вышеназванная телекомпания представила "Городские истории" на одиннадцатый международный фестиваль "Зодчество-2003" в Москве. Там сейчас проходит конкурс на лучший видеофильм об архитектуре и архитекторах, а 21 октября будут подведены итоги. Как же произошло, что вы пополнили ряды телеведущих?
-Подтолкнул меня к этому шагу близкий друг - волгоградский художник Владислав Коваль. Я часто ему рассказывал, что, занимаясь реставрационной, научно- проектной работой, узнаю такие интересные факты! Однажды, выслушав очередное повествование, он изрек: "Сережка, ты просто обязан рассказать всем об архитектуре города именно как профессионал, а не как сторонний наблюдатель...". Как раз в это время известная тележурналистка Наталья Михайлова предложила мне поучаствовать в такой передаче. За полгода режиссером Любовью Леонтьевой уже снято около двадцати 10-минутных фильмов, пятнадцать из которых провел я.
-Я смотрела эти телепередачи с огромным интересом. Они подкупают непринужденностью, с которой вы заставляете телезрителей "следовать" за вами на чердаки, в подвалы, в гости к известным и малоизвестным (пока) людям,"ведете" их по Пушкинской или Рабоче-Крестьянской или предлагаете выслушать рассказ о мэтре волгоградской архитектуры Ефиме Левитане... И, все же, каков лейтмотив ваших передач?
- Как архитектора и практика- реставратора, меня интересовала, в первую очередь, именно история градостроительства и возрождения Царицына - Сталинграда - Волгограда. Взять, к примеру, черкасовское движение, о котором знает каждый школьник: с 1943 года после работы женщины - учителя и воспитатели детских садов выходили на восстановление разрушенного города. Как профессионал я отметил, что неспециалистами в области строительства было восстановлено множество зданий, в том числе школа № 83, Дом Павлова. И оценил это движение, как "первый опыт реставрационных работ". Примечательно, что народные реставраторы очень старались восстановить "царицынский" облик Сталинграда, о чем я и рассказал в одном из фильмов.
А вот еще один сюжет для "Городских историй". На территории государственного музея-панорамы находятся руины мельницы Гергардта. Их связывают исключительно с событиями Сталинградской битвы. Кстати, быть может, не все знают, что Черчилль посоветовал Сталину оставить город разрушенным как памятник войне, построив в другом месте новый. Но город восстановили, не тронув только одно разрушенное здание. Я же рассказал в одном их фильмов о мельнице Гергардта как памятнике промышленной архитектуры начала ХХ века. (К слову, к таковым относятся железнодорожные депо, здания заводов и фабрик, например "Конфил", ликеро- водочный...) А в фильме провел аналогию с действующей мукомольней, которая находится в Сарепте. И представляет собой не "ветряк с крыльями", обычно ассоциирующийся с мельницей, в поединке с коей дрался Дон Кихот. Мельница в Сарепте внешне выглядит как простой четырехэтажный дом и, к счастью, еще действует. Сданная в аренду одному из предприятий, мелет муку. Я рассказал и наглядно показал, как это происходит, и что у нее находится внутри.
Еще одну передачу я посвятил деревянному домику на Донецкой улице в Центральном районе. В 60-е годы он был куплен семьей Пятибратовых у потомков царицынского мещанина Татьянина. Я побывал в этом частном домовладении и удостоверился, что оно полностью сохранило интерьер начала ХХ века, что напрочь опровергает устоявшееся представление о тотальном разрушении Сталинграда в годы Великой Отечественной войны. И потому может считаться историческим памятником
-Заметила в "Городских историях" особый интерес к каланче, за восстановление которой коллектив "НПО архитектуры, градостроительства и дизайна" был удостоен Серебряного диплома на десятом международном фестивале "Зодчество-2002"...
-Ну, что поделать, это мое любимое детище. В одной из передач я осуществил мечту ушедшего несколько лет назад знаменитого волгоградского краеведа (врача по основной специальности) Александра Антоновича Лапинского. Он сделал несколько сотен фотографий, так сказать, "парных", показав два вида города: исторический и современный. А я в передаче сравнил с вышеназванной каланчи панораму города начала ХХ века с видом сегодняшним. Оказалось, несмотря на всю послевоенную деятельность по реконструкции города, старый Царицын "жив". Очень многие места практически не изменились или легко узнаваемы. Например, Коммунистическая улица по масштабам в точности повторяет Воронежскую, как она тогда называлась. На улице Ленина (бывшей Успенской) осталось множество царицынских и довоенных, сталинградских домов.
-Чувствуется, что в программе с вами работают профессионалы...
-Естественно, к комментариям привлекаются специалисты. Так, о живописных плафонах на железнодорожном вокзале рассказывает искусствовед Татьяна Гафар. В прогулке по парку на Нижнем поселке тракторного завода ведущего сопровождали биолог-дендролог Татьяна Чернявская и ландшафтный архитектор Галина Птичникова, а о купце Амерханове, построившем на свои средства мечеть и медресе, рассказала историк Рамзия Искакова.
В "Историях" заняты замечательные операторы - А.Гурьянов и А.Подскребалин. Их камера точно следует за рассказчиком, она словно "облизывает все вкусные" детали: дверные ручки, печные заслонки, клейменые кирпичи, гвоздики, бутылочки и другие материальные свидетельства жизни Царицына-Сталинграда. А вовлечение в программу живых участников тех или иных событий, довоенных обитателей домов, о которых идет рассказ, придает ей особую достоверность. Мы рады, что уже после первых фильмов цикла "Городские истории" пришло много одобрительных откликов
|