GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Тюльпаны, мельницы и улица Красных фонарей - далеко еще не вся Голландия

Недаром страна имеет еще одно имя - Нидерланды, что в переводе означает "низкие земли".

По литературе знаю, что 40% территории государства лежит ниже уровня моря. Причем значительно ниже, например, район Роттердама - на 6 м. То, что это действительно так, убеждаешься сразу. В этой стране тебя окружают идеально равнинные пространства. Но поражает не это, а поля, отделенные одно от другого дренажными каналами. Так вот, вода в них выше уровня почвы. Почти у каждого водотока берега подняты человеком путем создания невысоких дамб. Какой-то суеверный страх охватывает тебя, когда видишь довольно крупную, протекающую по Амстердаму реку Амстел, плывущие по которой корабли, катера, лодки, байдарки как бы парят над прилегающим лугом: так высоко за счет насыпных берегов и дамб поднят уровень воды. Привыкшие к речке спускаться, мы никак не можем осознать, что в Голландии к водоему поднимаешься. Это странно и необычно и в сознании укладывается плохо. Все время кажется, что сейчас вода выплеснется за пределы отведенного ей водотока.

В принципе, это достаточно часто и происходит. Не столько с речками, сколько с морем, полоса прибоя которого тоже ограничена дамбами. По подсчетам ученых, в настоящее время почти половина всей территории страны могла бы оказаться под водой, если бы не была отвоевана голландцами у моря за счет создания гидротехнических сооружений и укрепления береговых дюн. Ведь не зря жители с гордостью заявляют: "Бог создал Землю, а голландцы - Голландию". Но угроза катастрофических наводнений постоянно остается, и к проблеме затопления своей территории жители Нидерландов относятся очень серьезно.

Настолько, что в школах есть специальный предмет, три уровня экзаменов по которому сдают еще младшие школьники. Предмет этот - плавание и ныряние. Для того чтобы сдать, например, первый уровень, надо проплыть определенное количество метров, сколько-то времени продержаться на воде и под ней. Параметры для сдачи второго и третьего уровней серьезно повышаются. Голландцы с гордостью говорят, что Нидерланды, пожалуй, единственная страна мира, в которой все население умеет плавать. Так что если случится водный катаклизм, люди будут к нему подготовлены.

Национальной птицей Голландии можно смело назвать околоводную серую цаплю, которую встречаешь повсеместно. Гордо расхаживает она по озерцам, болотцам и лиманам или стоит, дремля, на одной ноге совершенно спокойно, не чувствуя никакой опасности. А национальный цветок Нидерландов, мне кажется, вовсе не тюльпан, как считает весь мир, - скорее, это должна быть белоснежная лилия, изумительные заросли которой можно видеть в водоемах по всей стране.

Причем вода в Нидерландах не только на поверхности земли, но и в воздухе. Утром, въезжая в страну, мы попали в сильнейший туман. Воздух настолько насыщен влагой, что кажется, его можно резать. Попав в полосу тумана, одежда моментально намокает. У нас туманов подобной густоты не бывает.

С природно-водными особенностями Голландии "помечена" вся жизнь этой страны. На лугах сочные густые травы, знаменитые черно-белые голландские коровы отлично обеспечены подножным кормом. Не зря голландцы получают самые высокие удои в мире: ведь еще растят и кормовые травы. Из окон автобуса мы видели поля с кукурузой и сорго, выросшими значительно выше человеческого роста. Кстати, луга, на которых эти коровы пасутся, отделены друг от друга опять же дренажными каналами, которые регулярно углубляются и прочищаются. Для этого голландцы используют экскаваторы. Эти машины показались мне просто игрушечными, настолько они маленькие, нарядные и верткие. Страна крошечная, поля невелики, каналы тоже, вот и техника соответствующая.

Досуг жителей Голландии также тесно связан с водой. В выходные дни, по-моему, все население Амстердама из своих домов переселяется в лодки и курсирует по каналам. На пикник голландцы выезжают не как мы с вами - на лужок или в лес, а опять же на канал. И, находясь в лодке, едят, пьют, поют и даже умудряются танцевать на ходу в достаточно неустойчивых плавсредствах. Движение по каналам Амстердама очень интенсивно. Как я заметила, существуют даже какие-то правила дорожного, вернее, "водного" движения. Хотя на каналах не стоят знаки "Уступи дорогу", сразу видно, что при выезде с одних водных артерий лодочники притормаживают и пропускают плавсредства, движущиеся по основным акватрассам. Поражаешься мастерству капитанов туристских корабликов, которые умудряются лавировать среди бесчисленного множества мелких катеров, да еще разворачиваться в узких "боковых" каналах и проплывать под совсем невысокими мостами. Средний кораблик для туристов вмещает до 150 человек. В течение часа или полутора он возит экскурсантов со всего мира по каналам города, демонстрируя особо примечательные места столицы. Запись экскурсии идет на 6-7 языках, последовательно выдавая информацию сначала на одном, а затем на другом языке, в том числе и на нашем родном. Правда, рассказ на русском был где-то шестым по очереди, и россиянам приходилось все время оборачиваться назад, поскольку объект показа мы к тому времени уже проплывали. Зато была возможность попрактиковаться в английском, немецком и других языках, экскурсия на которых шла сначала. Будем надеяться, что когда-нибудь и русский язык поставят впереди других.

Многие голландцы и живут на воде. К берегам каналов пришвартованы плавающие дома - ванботы, представляющие собой деревянную платформу зачастую с совсем не маленьким деревянным же или панельным домом. Говорят, что в таких домах все необходимое для жизни имеется, даже водопровод и канализация. Не надо думать, что в них обитает местная беднота, часто такой дом имеют и очень обеспеченные жители Амстердама, иногда в дополнение к обычной квартире, а иногда и как единственное место жительства. Вроде, когда-то была попытка эти плавающие домики убрать, чтобы они не загромождали не столь широкие амстердамские каналы, но их жители, да и все амстердамцы, потребовали оставить дома в покое. Оставили и вряд ли прогадали. Сейчас это объекты жгучего туристского интереса. Жители таких домов, как могут, обихаживают свои акваториальные владения. Иногда их платформы и крыши так заставлены кадками с цветущими растениями, что и строений-то не видно. Кажется, что проплываешь мимо цветущего острова. Красота необыкновенная!

Голландцы, как мне показалось, люди очень спортивные. По крайней мере, именно в Голландии почти не встречаются люди с явно излишним весом (каковых достаточно, вопреки распространенным представлениям о европейцах, практически во всех странах Европы). Люди имеют, в основном, подтянутые спортивные фигуры. Занятия спортом у жителей этой страны также связаны с водой - на речках, каналах огромное количество байдарок и каноэ. Голландцы говорят, что вместо утренних и вечерних пробежек у них гребля. Кстати, бегать в центральных районах Амстердама особенно и негде. Как, впрочем, и ходить. На многих улицах тротуары вообще не предусмотрены, да и автомобильные дороги тоже. Центр Амстердама - царство водного транспорта и велосипедов. Если, согласно пословице, норвежец рождается с лыжами на ногах, то голландец, наверное, с велосипедом. Такого количества этих двухколесных средств передвижения мы не наблюдали ни в одной стране Европы, хотя велосипеды любят и немцы, и североевропейцы. Но для голландца велосипед - это нечто особенное. С ним связана вся его жизнь. На велосипед садятся в годичном возрасте и больше с него "не слезают" до конца жизни. Везде в столице, да и по всей стране, имеются велосипедные дорожки (собственно, в центре города только они и есть), по которым на нереальной скорости несутся велосипедисты. Если он наедет на пешехода, который вышел на эту дорожку, прав будет именно он. А учитывая, что пешеходных тротуаров во многих местах вообще нет, то передвигаться пешком по некоторым улицам Амстердама достаточно проблематично. Особенно для нас россиян, не привыкших к столь неуважительному отношению к людям, двигающимся на своих двоих. Мы были на таких улицах в постоянном напряжении. Но все же стоит отдать должное виртуозной езде голландцев: при нас ни одного наезда на пешехода (даже на русского, который обычно плевать хочет на правила другой страны и спокойно топает по велосипедной дорожке) совершено не было.

В Голландии говорят: "У каждого голландца должны быть лодка и велосипед - только тогда ты истинный житель своей страны!". К велосипедам отношение очень почетное. Житель Нидерландов не мыслит себя без своего двухколесного друга, куда бы он не направлялся. Как только въезжаешь на территорию страны, сразу видишь на дорогах легковые машины с непривычными для нас багажниками на крыше. Это стойки для велосипедов. Как правило, на машине стоят (а не лежат) три-четыре велосипеда (по числу членов семьи).

Голландцы сами про себя говорят, что они очень привержены и преданны привычным, старым вещам. Это относится и к велосипедам, и к старинной национальной обуви жителей Голландии - кломпам. Это деревянные башмаки, которые еще в средние века вытачивали из дерева, разрисовывали и носили и как рабочую повседневную, и как праздничную обувь. Голландцы по ее поводу шутят: "В случае наводнения сразу и лодки на ногах". Предусмотрительно, но, конечно, кломпы на плаву никак не удержат. Их носили до тех пор, пока они совершенно не истирались и не продырявливались. Но и тогда бережливые голландцы их не выбрасывали. Когда нас попросили предположить, что же делали с кломпами, когда служить они уже не могли, сразу проявилась разница менталитетов двух народов. Мы в один голос заявили: "Сжигали в печке в качестве дров". А голландцы тщательно отмывали деревянные башмаки, красиво кломпы разрисовывали, насыпали в носок землю, вешали их на стенку и сажали в каждый цветок, используя еще много-много лет как кашпо!

Говорят, что как домашнюю обувь в городах, как рабочую - в сельской местности кломпы носят и сейчас. Что-то очень сомнительно, уж больно неудобна и тверда эта обувка. Но мастерских по производству кломпов в Голландии более чем достаточно. Только мастерят их не для носки, а как сувениры для туристов. Размеры их самые разные - от огромных, величиной чуть ли не с лодку, до совсем крошечных брелков для ключей. Стадный инстинкт у туриста всегда срабатывает, и мы все тащим домой по паре голландских кломпов разных размеров и расцветок. Да еще и мастерскую по их производству посещаем, разумеется, оплачивая экскурсию. Делаются кломпы в настоящее время, в отличие от эпохи средневековья, очень быстро. Сначала на одном станке обтачивается деревянная чурка -верх башмака, затем на другом - внутренняя часть - кломп готов, осталось только расписать. Все это нам воочию демонстрирует голландская девушка, а затем предлагает приобрести и кломпы в качестве сувенира, что мы дисциплинированно и делаем. А заодно прихватываем и головки знаменитых разнообразных голландских сыров.

Быть в Голландии и не привести в подарок родным и друзьям настоящий голландский сыр - просто непростительно. Если про кломпы многие из нас узнали только находясь в Голландии, то уж про сыры этой страны знает каждый. Вскормленные на тучных влажных лугах голландские коровы не скупятся на молоко, а трудолюбивые крестьяне издавна научились производить из него сотни видов сыров. Почти у каждого сыровара есть свои секреты сыроварения, и каждый имеет какой-то свой фирменный сыр. За свою продукцию крестьяне несут полную ответственность, на каждый сыр ставится штамп (знак) его владельца. Рассмотрев весь процесс на одной из симпатичных сыроварен Голландии, я узнала, что, оказывается, очень ценятся 7-10-летние сыры, которые по твердости не уступают кирпичу. Резать такой сыр практически невозможно, можно только скоблить, но зато в нем остаются только самые полезные вещества, и он приобретает необыкновенную пикантность. Может быть, но я не очень впечатлилась вкусом засушенного "намертво" сыра. Впрочем, я сыры вообще не люблю.

Зато обожаю морепродукты. По всей Голландии есть прямо на улице киоски, где можно отведать их в самом разнообразном виде и в трудно воспринимаемом россиянином ассортименте. Нам гид рекомендовал попробовать сельдь. Мы попробовали и поняли, что то, что мы обычно едим под видом селедки, - вообще не известный нидерландской кулинарии продукт. Но когда мы съели маринованного угря, то поняли, - вот оно блаженство, еда богов!

Море издавна многим обеспечивало жителей Голландии: и пищей, и транспортными путями, и ветром. Не удивляйтесь, именно ветром. Символом Голландии не зря считается ветряная мельница. И по сей день в разных областях страны исправно работают "подпитываемые" свежим морским ветром старинные и новые ветряки, способствуя нагнетанию воды в многочисленные каналы. Но самая известная ветряная мельница находится в пригороде Амстердама - мельница Рембрандта. Именно ее неоднократно на своих полотнах рисовал великий живописец. И мы запечатлели, только на фотографиях.

По морю в Голландию привозились из колоний и алмазы, почему ныне в стране располагаются крупные центры по их огранке. Нас привезли на одну из алмазных фабрик Амстердама, где мы восхитились искусством голландских ювелиров, а также отлично отлаженной работой службы безопасности фабрики. Да и тем, что в ее руководстве есть два бывших наших соотечественника, в 1992 году окончивших МГУ и эмигрировавших в Нидерланды. Наши люди есть везде!

В том числе и на знаменитом цветочном рынке Амстердама, правда, исключительно в качестве покупателей, розничных, как мы, и оптовых, закупающих цветоводческую продукцию огромными партиями, наводнившими российский рынок своим великолепием. Цветочный рынок располагается, как и почти все, в центре Амстердама, опять же около одного из каналов. Чего только на нем нет! Но сразу видно, что весь ассортимент делится на два вида: постоянный и сезонный. К постоянному, то есть который есть на прилавках круглый год, относятся, например, коллекции из разнообразнейших кактусов. Мне кажется, что и в России сейчас каких только кактусов не продают, но там ассортимент поражает воображение. Всевозможных горшечных культур тоже видимо-невидимо, и семена, по-моему, всех известных науке цветов присутствуют. Сезонный ассортимент составляют луковицы и клубни растений, которые именно в данный период времени можно выкапывать, продавать и, соответственно, высаживать для последующего цветения. Поскольку мы находились в Голландии в августе, то на рынке было изобилие посадочного материала весенних цветов: крокусов, гиацинтов, нарциссов и, конечно же, классических для страны тюльпанов. Разнообразие сортов просто не поддается описанию, так же, как поражает воображение их великолепный товарный вид. Луковицы, клубни калиброваны по одному стандарту, они настолько чистые, такие ухоженные, что, по-моему, лучше всего передает состояние посадочного материала изумленный возглас одной нашей туристки: "Откормленные-то какие!".

Продавцы, семьи которых являются часто и производителями товара, очень трепетно относятся к его качеству. Когда однажды мы попытались заикнуться о непонравившейся нам чем-то луковице, продавец посмотрел на нас с таким изумлением! Он даже не оскорбился, а просто был поражен, что мы могли засомневаться в качестве его товара. Мы сразу поняли, какую несусветную глупость совершили, и с извинениями поспешили ретироваться. Действительно, рассматривая дома привезенный из Голландии посадочный материал, еще раз поражаешься его великолепному виду. К сожалению, мне не удалось привезти из Нидерландов луковицы различных сортов лилий, о чем я мечтала. Для них был не сезон. Что ж, придется покупать те же голландские лилии уже в Волгограде и по значительно более высоким ценам, чем в Голландии - в 3-10 раз дороже, в зависимости от сорта и возраста луковицы.

Огромный цветочный рынок в центре Амстердама - это не только и не столько достаточно прибыльное торговое предприятие, сколько важнейший туристский объект. Он отмечен на всех туристических картах города, и туристы из разных стран дружно устремляются к нему. А по пути их поджидают магазины, закусочные, рестораны, катание на катерах по каналам и прочие завлекательные объекты и мероприятия. Валюта вытекает из кошельков путешественников со значительно более быстрой скоростью, чем скорость медленно текущих вод Голландии. Казна Амстердама и всей страны пополняется. Что ж, голландцам нужно много средств для поддержания на плаву своего славного водного государства.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования