Энерготарифы как отражение баланса интересов
Во-первых, сама структура тарифов значительно усложнилась. Тариф на электроэнергию для конечного пользователя, например, складывается теперь (после реформирования региональной энергокомпании – ред.) из четырех составляющих: цены на оптовом рынке, стоимости услуг по ее передаче по сетям, сбытовой надбавки, отчислений в пользу федеральных инфраструктурных подразделений РАО «ЕЭС России».
Во-вторых, формировать тарифы пришлось в условиях неполноты информации (в части федеральных составляющих, предельных значений стоимости сетевых услуг и стоимости электроэнергии на оптовом рынке, определяемых Федеральной службой по тарифам).
И, в-третьих, самое главное, регуляторам необходимо было учесть противоречивые интересы всех сторон, принимавших участие в процессе формирования новых тарифов.
Региональные энергетические компании стремились к их максимальному увеличению, чтобы обеспечить за счет полученных средств выполнение необходимого объема ремонтных работ, усовершенствовать технологические процессы. А также повысить зарплату работникам и гарантировать «приличные» дивиденды своим акционерам.
Свою долю хотели увеличить и компании-перепродавцы электроэнергии. Профсоюзы, демонстрируя свою заботу о населении области, требовали для него минимально возможного повышения тарифов.
А менеджмент крупных промышленных предприятий настаивал на сохранении тарифа для своих производств, поскольку в противном случае их продукция могла потерять конкурентоспособность. Привилегий для себя требовали и мелиораторы, утверждавшие, что без этого орошаемое земледелие в области прекратит свое существование.
В этих условиях РСТ предстояло принять взвешенное решение, которое не могло бы оспариваться потом в судебных инстанциях. Забегая вперед, отметим, что это РСТ удалось. Во всяком случае, на заседании его правления 25 ноября никто публично не заявил, что категорически не согласен с новыми тарифами.
По словам председателя правления РСТ Петра Секретова, на всех этапах обсуждения новых тарифов были обеспечены максимальная «прозрачность» и гласность всех процедур, привлечение представителей заинтересованных сторон.
Правление РСТ провело совещание с представителями региональных энергокомпаний, с руководителями крупных промышленных предприятий области. Состоялись заседания трехсторонней согласительной комиссии (обладминистрация, облсовпроф, работодатели), экспертного совета при РСТ и межведомственной коллегии.
Был определен принципиальный подход к формированию новых тарифов.
В соответствии с ним регуляторы исходили из экономически обоснованных затрат, представленных в заявках региональных энергокомпаний, и ограничивали до определенных значений показатели их рентабельности. Установленные тарифы не должны были выйти за рамки утвержденных ФСТ предельных уровней.
Нельзя сказать, что обсуждение новых тарифов проходило спокойно и гладко. Каждая энергокомпания стремилась увеличить свою долю в тарифе для конечного потребителя. Например, руководство «Волгоградэнергосбыта» упорно добивалось увеличения сбытовой надбавки с целью компенсации убытков прошлых лет из-за накопившейся дебиторской задолженности предприятий-банкротов. А также увеличения фонда оплаты труда и финансирования за счет потребителей создания пилотной биллинговой системы.
Генеральный директор «Волгоградэнерго» Евгений Бибин доказывал необходимость увеличения затрат на ремонт электросетей, износ которых превышает 70%. Однако члены правления РСТ сомневались в том, что затребованные на ремонт средства будут освоены.
Представители энергоемких промышленных предприятий добивались стабилизации тарифов. Или, по крайней мере, сдвига срока ввода новых тарифов в действие. Генеральный директор Волгоградского алюминиевого завода, депутат областной думы Владимир Ефимов заявил, что, по его мнению, нельзя устанавливать тарифы на электроэнергию в области при отсутствии узаконенных ФСТ предельных значений стоимости ее передачи по региональным сетям. И от имени думского комитета по промышленности потребовал не менять в 2006 году тарифы для промпредприятий.
Юристы РСТ с Владимиром Ефимовым не согласились. Решено было формировать тарифы на 2006 год при отсутствии точных значений отдельных составляющих тарифа…
На 2006 год в итоге были установлены следующие тарифы: сбытовая надбавка для ОАО «Волгоградэнергосбыт» – 2,83 коп. за кВтч. (рост к 2005 году на 6%); средний тариф на передачу энергии по сетям ОАО «Волгоградэнерго» – 25,44 коп. за кВтч. (рост 6%); средний тариф на тепловую энергию от «Волгоградской генерации» (филиала «ТГК-8») – 304,4 руб. за Гкал. (рост 8%).
Средний тариф на электроэнергию для конечного потребителя вырастет на 7,7% и составит 105 коп. за кВтч. Для всех потребителей была установлена «тарифная сетка».
Тарифы для промышленных потребителей в новом году увеличатся незначительно – на 3-6% на среднем и низком напряжении. А на высоком, в том числе, для энергоемких потребителей – они практически остались неизменными. Энергия для бюджетных организаций подорожает всего на 6%, а для сельскохозяйственных – на 3%.
В связи с сокращением перекрестного субсидирования сильнее всего вырастут тарифы на электроэнергию для населения – на 18%. Городские жители будут платить в новом году 1,3 рубля за кВтч., а сельские – 91 коп. И даже при этом областные тарифы для населения останутся в 2006 году одними из самых низких в Южном федеральном округе.
|