С 1 сентября Госстрой внедряет новую сметно-нормативную базу
Семинар “Ценообразование и сметное нормирование в строительстве на современном этапе, работа с новой сметно-нормативной базой в строительстве” с участием начальника управления ценообразования Госстроя России Виктора Степанова прошел в стенах Волгоградской архитектурно-строительной академии 19–20 августа.
Как сообщил Виктор Степанов, с 1 сентября этого года будет внедряться новая сметно-нормативная база в строительстве, призванная заменить аналогичные нормативные документы еще советской эпохи, введенные в действие в 1984 и 1991 годах. Значение этого нововведения нетрудно понять и неспециалисту, оценив такие факты, озвученные московским гостем: при применении сметных норм 1991 года до сих пор приходилось пользоваться поправочным индексом, равным 30000, а на отдельные виды работ – 25000. “Когда наши славные сметчики применяют нормативную базу советской эпохи, доводят сметную стоимость к уровню цен 1991 года и затем умножают полученные цифры на индекс 30000, то о какой точности можно говорить?” – справедливо отметил Виктор Степанов. Использование нормативов 1984–1991 годов вело, по оценкам специалистов, к завышению стоимости строительных работ на 8–10% и к соответствующим потерям для бюджета.
Подготовка реформы началась уже давно, 4 года назад. Разработанная новая сметно-нормативная база рассчитана исходя из уровня цен 2001 года. Она успешно прошла апробирование в Самарской области. Теперь вопросов осталось не меньше, чем их было в начале этой работы, однако было подчеркнуто, что “состоявшееся решение – окончательное, и никаких переносов установленного срока перехода на новую базу не будет”. Было отмечено, что эта работа находится под особым контролем председателя Госстроя Николая Кошмана. Госстрой разработал 24 методических указания по применению новых сметных нормативов, позволяющие всем участникам инвестиционного процесса работать по единым правилам. При этом не ставилась явно невозможная задача: предусмотреть все возможные строительные технологии, которые могут использоваться на местах. В процессе разработки индивидуальных сметных норм для конкретного строительства установленные Госстроем нормативы должны корректироваться. В отличие от предыдущих аналогичных реформ, центр не устанавливает для каждого региона определенных сметных расценок, поскольку это нецелесообразно в условиях инфляции. Утвержденные на федеральном уровне показатели задают, в первую очередь, нормативный уровень расхода ресурсов на выполнение тех или иных работ, например затраты штукатурки или паркета в физических единицах на 1 квадратный метр поверхности. Ясно, что при любой экономической ситуации эти цифры не будут пересматриваться, если только не изменится технология. А вот уже наполнение этих “ресурсных” нормативов ценовыми характеристиками должно осуществляться субъектами федерации. При этом определяющее значение будет иметь уровень цен на строительные материалы, поскольку на их долю приходится от 62% до 80% затрат в строительстве.
Методологической основой проводимой реформы являются подготовленные Госстроем сборники государственных элементных сметных норм. Их намечено было выпустить 47. Из этого числа остались не утвержденными только 2 сборника, которые касаются специфических видов работ: горнопроходческих и связанных со строительством сооружений связи, телевидения и радиовещания.
Чтобы регионы могли при разработке своих ценовых нормативов иметь определенные ориентиры, Госстрой принял решение о введении федеральных единичных расценок (ФЕР) на строительные работы, рассчитанных исходя из условий Московского региона (это Московская и несколько ближайших к ней областей).
В настоящее время реформа ценообразования в строительстве находится, в основном, уже в стадии разработки региональных нормативных сборников, представляемых на регистрацию в Госстрой. О том, как эта работа проводится в Волгоградской области, рассказала заведующая отделом ценообразования территориального строительного комитета Волгоградской области Галина Хохлова. Было отмечено, что “мы выглядим не лучшим образом, находимся не в числе передовых областей”. Тем не менее, определенные успехи достигнуты: разработаны 19 сборников на ремонтно-строительные работы, которые введены в действие 1 июля 2002 года, разработаны 8 сборников на строительные работы, которые утверждены постановлением главы администрации Волгоградской области от 5 июня 2003 года № 429 и введены в действие с 1 сентября текущего года аналогичным постановлением от 31 июля 2003 года № 588. В настоящее время эти сборники находятся в типографии и выйдут в свет уже в ближайшие дни. На экспертизе в Госстрое находятся еще 7 территориальных сборников, в начале сентября ожидается поступление отзывов на них, еще 9 готовятся к отправке в Москву. Всего на областном уровне будет подготовлено 24 сборника общего назначения, ожидается их выход в свет в четвертом квартале 2003 года. Что же касается отраслевой сметно-нормативной документации, то она должна готовиться специализированными организациями.
Крайне актуален вопрос разработки укрупненных норм и расценок, необходимых для составления инвесторских смет, однако до выполнения этой работы на федеральном уровне на местах приходится использовать старые укрупненные сметные нормативы, пересчитывая их в новый масштаб цен с помощью индексов.
Достаточно сложна проблема пересчета сметных норм и расценок применительно к переходящим объектам, начатым в прошлые годы. Установлено, что если уже выполнен большой объем строительных работ, то эти показатели можно не пересматривать. Но пересчет необходим в тех случаях, когда заказчик или инвестор изъявляет соответствующее желание. Что же касается строящихся объектов, то относительно них все ясно: их сметная стоимость должна рассчитываться на основе новой нормативной базы.
|