Государственный ансамбль российского казачества отметил 75-летие
Старинные фотографии, предметы быта, реконструкции традиционной казачьей одежды, изделия народных промыслов. Ловкие руки мастерицы на глазах у зрителей создают причудливые фигурки из соломки. Каждый, кто пришел на юбилейный концерт Государственного ансамбля российского казачества, уже в фойе Центрального концертного зала погружался в атмосферу казачьей станицы. Всё красноречиво говорило о том, что коллектив считает себя приемником первого казачьего хора станицы Иловлинской, который был создан 75 лет назад, в 1935 году. В его составе было 25 человек. История сохранила имя первого руководителя. Это Мария Григорьевна Стрельникова. Во время войны многие певцы ушли на фронт. В 1942 году коллектив возглавил Матвей Григорьевич Богачев. После Великой Победы хор активно продолжил свою деятельность. Менялись составы исполнителей, приходили новые поколения, но неизменно по наследству передавалась любовь к родной казачьей песне. Благодаря хору было собрано более 2,5 тысяч образцов казачьего песенного фольклора. В юбилейном концерте прозвучала песня «Дон», которая была записана в станице Новогригорьевской в 1903 году. В 1985 году в поселке Иловля под руководством Валентины Федоровны Рязановой создается ансамбль «Донские зори». Через 6 лет он становится муниципальным, пополняется оркестром и балетной группой. Хореографическую группу возглавили выпускники Тамбовского института культуры Нона и Виктор Гепфнер. Нонна Гепфнер, главный балетмейстер Государственного ансамбля российского казачества: «Мы приехали не на пустое место. Это счастье, когда с тобой такой коллектив, любимые люди. Огромное количество казачьих коллективов, но зрители говорят – у вас свое лицо, важно быть самим собою. В ансамбле много молодых артистов, сейчас у нас смена поколений. Танцуют уже дети первых составов. Мы рады, что можем передать искусство, русское искусство, чем мы и гордимся». Ольга Силайчева, солистка балетной группы Государственного ансамбля российского казачества: «Я одна из выпускниц, моя первая учительница – Нона Владимировна Гепфнер. Для меня ансамбль – это моя вторая семья, больше времени проводим на работе, в поездках долгих. Всех люблю, со многими росла, сейчас работаем. Нравится дарить себя зрителю, когда зрителю нравится, крики «Браво»… - это всё замечательно». Евгений Воронин, артист оркестровой группы Государственного ансамбля российского казачества: «Я уже 5 лет работаю в ансамбле. Мне интересно познакомиться с культурой ещё глубже. В последние годы в молодежной среде растет чувство патриотизма, вера в Россию. Знать свои корни человеку надо для того, чтобы двигаться вперед». Оркестровую группу ансамбля «Донские зори» с момента его создания возглавил Петр Петрович Гепфнер. Виртуозный музыкант, аранжировщик многие годы работал с коллективом, отдавая ему душу и сердце. На юбилейном концерте Петр Петрович вновь вышел на сцену. В 1994 году коллектив меняет название. Теперь это ансамбль песни и пляски «Казачий курень». Через пять лет за большие достижения в области искусства распоряжением главы администрации Волгоградской области коллективу присваивается статус государственного. Художественным руководителем назначается Виктор Преображенский. Владимир Плехов, артист Государственного ансамбля российского казачества: «Казачий курень» - это дом. Идею Виктора Петровича о переименовании мы все поддержали». Постепенно, помимо фольклора донских казаков, в репертуар ансамбля входят песни и танцы казаков Терека, Урала, Кубани. В соответствии с новым содержанием в 2004 году коллектив вновь меняет свое название. Он становится Государственным ансамблем российского казачества. С 1994 года Государственный ансамбль российского казачества успешно выступает на лучших площадках страны: в Государственном концертном зале «Россия», в Государственном академическом концертном зале им. П.И. Чайковского, в большом зале Администрации президента. Коллектив восторженно принимали во многих странах мира: США, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Японии, Великобритании. Ансамблю как носителю российской казачьей культуры доверяются ответственные общественно-политические миссии – это концерты в Южной Осетии, Ингушетии, на Украине. Творчество ансамбля в последние годы знаменуется новаторскими поисками: традиционные истоки объединяются с современными жанрами, благодаря чему коллектив находится в авангарде российского казачьего исполнительского искусства. Сохранить всё лучшее и вывести ансамбль на ещё более высокий уровень мастерства – такова задача нового художественного руководителя Владимира Агибалова. Владимир Агибалов, художественный руководитель Государственного ансамбля российского казачества: «Очень приятно, что мне доверили возглавить этот яркий, самобытный коллектив. Перспективы коллектива огромные, может стать лучшим в России. Всё для этого есть: талант, молодость, яркость, энергия - абсолютно всё». /Автор Н. Атанова, «Волгоград. Грани культуры»/
|