«Волгоградские коммунальные системы» действуют
В работе совета принимали участие мэр Волгограда Евгений Ищенко, вице-мэр Михаил Балабанов, председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации области Юрий Котляров и генеральный директор ОАО «Волгоградские коммунальные системы» («ВгКС») Сергей Шишов.
Поводом для заседания стал уже свершившийся факт – подписание договора между мэрией Волгограда и ОАО «ВгКС» о передаче в аренду последнему на 11 месяцев тепловых сетей, водопроводно-канализационного хозяйства и электросетей. (О факте заключения договора, обязательствах сторон и программе действий «ВгКС» мы сообщали в «НДВ» № 11 и 13).
Журналистов на заседание совета безопасности не пригласили. Им пришлось довольно долго ждать его окончания, чтобы потом услышать от некоторых участников заседания доводы «за» и «против» сотрудничества областного центра с «ВгКС».
На вопрос о том, как оценил совет безопасности факт заключения договора о сотрудничестве, Евгений Ищенко ответил так: «Не одобрил и не осудил». Из последующих разъяснений стало очевидно, что на совете получили возможность высказаться и сторонники, и противники «ВгКС». Похоже, единственное, что решил совет определенно, так это взять под постоянный контроль выполнение сторонами своих обязательств. При этом было рекомендовано их уточнить и конкретизировать. «Смотрящим» же был назначен Юрий Котляров.
Доводы и противников, и сторонников передачи коммунальной инфраструктуры города арендатору – частнику, безусловно, представляют определенный интерес для наших читателей. Совершенно однозначно определил свою позицию Евгений Ищенко. Он заявил, что у города просто нет сегодня альтернативы для поддержания на плаву ЖКХ. Если в Ростовской области администрация выделила целевым назначением на модернизацию водопроводно-канализационного хозяйства города 500 млн рублей на текущий год, то в Волгоградской на неотложные нужды ЖКХ областного центра не было выделено ни рубля.
Никакой лизинг оборудования ЖКХ, предложенный депутатами облдумы, не может изменить ситуацию в Волгограде, где износ коммунальной инфраструктуры превышает 80%, долги муниципальных коммунальщиков огромны, и ближайшая нормальная «зимовка» явно проблематична.
Единственной организацией, готовой вкладывать собственные деньги в ЖКХ Волгограда и отвечать за обеспечение его жителей в комплексе теплом, водой, электроэнергией, оказалась дочерняя компания ОАО «Российские коммунальные системы» – «ВгКС». По словам мэра, вложение денег «РКС» в ЖКХ тормозится сегодня по вине города: отсутствуют технико-экономические обоснования по проектам, в реализации которых заинтересованы волгоградцы.
Через месяц на первые 200 млн рублей вложений ТЭО будут подготовлены. Всего в 2004 году «ВгКС» обещает вложить в городскую коммуналку 500 млн рублей, а в следующем, 2005, – еще столько же. Таких денег на ЖКХ у администрации Волгограда нет, и не предвидится.
Мэр уверен, что «ВгКС» удастся в этом году снизить издержки и сделать безубыточной работу по обеспечению города теплом, водой, электроэнергией, а также услугами по водоотведению. В связи с этим, тарифы на эти виды услуг в 2004 году повышаться не будут. Евгений Ищенко сказал, что доказательством правильности принятого мэрией решения (о сотрудничестве с «ВгКС») станут более низкие, чем в других регионах, тарифы на услуги ЖКХ в самой ближайшей перспективе.
Еще более энергично в поддержку заключенного договора высказался вице-мэр Михаил Балабанов. Он убежден в том, что если бы город не пошел на союз с «ВгКС», в ближайшую зиму не удалось бы избежать «катастроф». По его словам, Волгоград предпринял «решительные и отважные шаги», которые только и могли спасти коммуналку. К октябрю во всех тепловых сетях Волгограда обязательно было бы введено конкурсное управление, и совершенно неизвестно, к чему бы это привело.
Доводы «против» поспешного союза с «ВгКС» огласил Юрий Котляров. В основном, они носили «технический» характер. Он утверждал, что еще нигде нет положительного опыта сотрудничества муниципалитетов и дочерних компаний «РКС» (а откуда ему взяться, если такое сотрудничество только начинается?). Что нет никаких гарантий эффективности организационной перестройки системы управления ЖКХ, сохранения существующих трудовых соглашений работников бывших МУПов в условиях аренды инфраструктуры.
Взаимоотношения арендатора-частника, каким является «ВгКС», с потребителями услуг представляются ему чересчур «жесткими» (речь о возможности отключения неплательщиков, к которой МУПы никогда не прибегали).
Не устраивает противников договора также и то, что он заключен только с дочерней, а не с материнской компанией («РКС»); что в аварийных ситуациях мэрия окажется не хозяином инфраструктуры, а всего лишь «договорной стороной». Поэтому «больше должно быть опоры на собственные силы». Инвестиции обещаны, но, по мнению Котлярова, ничем не гарантированы. Нет и гарантий со стороны «ВгКС», что «себестоимость услуг ЖКХ повышаться не будет».
Закончил Юрий Котляров утверждением, что подобные крупные сделки должны быть предварительно всесторонне обоснованы расчетами. И что над договором необходимо еще немало поработать.
В целом, все было похоже на спор врачей над постелью умирающего: «осторожные» предлагали еще какое-то время поработать над диагнозом и методами лечения, а «нетерпеливые» доказывали, что больной ждать больше не может – он умрет, если не принять срочных мер.
|