«РКС» предлагают муниципалитетам новую модель отношений
Изменение модели, по словам Александра Баженова, надо воспринимать не как отказ от старого, а как ее эволюцию. В течение почти года «РКС» вели переговоры с десятками муниципалитетов и систематически изучали их требования и пожелания. С какими конкретно трудностями столкнулись специалисты «РКС» в процессе налаживания взаимоотношений с администрациями? Первая проблема была связана с оценкой и регистрацией городского имущества, которое передается в аренду дочерним структурам «РКС». За период действия договоров краткосрочной аренды ни в одном регионе не оформлены полностью права собственности муниципалитетов на объекты коммунальной инфраструктуры. В связи с большим объемом работы и загруженностью подразделений бюро технической инвентаризации по некоторым регионам, на это может потребоваться до 10 лет. До этого времени заключение договоров долгосрочной аренды и, как следствие, привлечение инвестиций не представляется возможным. Однако инвестиции коммунальному хозяйству нужны уже сегодня. При реализации договора муниципального заказа регистрация всех объектов коммунального имущества сразу не требуется и может осуществляться постепенно. Кроме того, муниципалитет сохраняет за собой права собственности на всю коммунальную инфраструктуру, включая вновь создаваемую. Другая проблема – распределение рисков и ответственности между участниками сделки. У новой бизнес-модели «РКС», основанной на договоре муниципального заказа, заключаемого с муниципалитетами, по утверждению заместителя председателя правления «РКС», нет пороков «арендной» модели. Новая модель бизнеса ОАО «РКС» ориентирована на удовлетворение конкретных потребностей регионов по реабилитации и развитию коммунальной инфраструктуры, сформулированных в форме муниципального заказа. Муниципалитет будет определять качественные параметры коммунальных услуг, а также их объем, исходя из планов развития города на 5-10 лет. Таким образом, деятельность «РКС» будет носить выраженный целевой характер. Срок действия договора будет определяться, исходя из объемов выполнения работ и длительности возврата инвестиций. Муниципалитет сохраняет контроль за динамикой тарифов на весь период выполнения инвестиционной программы. Об инвестициях в городское хозяйство Заключение договора муниципального заказа будет теперь основанием для внешних инвестиций в ЖКХ. В функции «РКС» входит привлечение при необходимости сторонних инвесторов, включая банки, международные финансовые организации, собственных учредителей. Чтобы инвестор вложил деньги в объекты городской инфраструктуры, необходимо обеспечить приемлемый срок окупаемости (не более 7-10 лет), гарантии возвратности и безопасности вложений. Баженов считает, что разработанный компанией типовой контракт отвечает этим условиям. Если муниципалитет способен исполнять этот контракт, в инфраструктуру этого города можно привлечь инвестиции. <br><h2 class=h>О тарифах</h2>Тарифы на услуги ЖКХ, по Баженову, это «производная от потребностей конкретного города в реабилитации коммунальной инфраструктуры, требований к качеству услуг, уровня платежеспособности потребителей и возможностей городского бюджета по выделению дотаций и субсидий». Контроль за тарифами на услуги ЖКХ, а также за размерами прибыли, получаемой оператором (в Волгограде - «ВгКС»), остается в обозримом будущем за региональным органом регулирования (РЭК). <br><h2 class=h>О борьбе с неплатежами</h2>Хорошо известно, что бедственное положение существующих коммунальных структур вызвано неплатежами потребителей, прежде всего, бюджетников. А также наличием «выпадающих доходов», вызванных отсутствием компенсации льгот из бюджетов по некоторым категориям потребителей. Что может этому противопоставить «РКС»? Александр Баженов считает, что лучший способ работы с неплательщиками - «организация системных договорных отношений». По потребителям-бюджетникам средства на оплату услуг ЖКХ должны быть заложены в соответствующем бюджете, и это должно быть оговорено в контракте. Если же потребитель не платит, потому что ему не выделяют положенное из бюджета, «РКС» должны иметь возможность выставить соответствующие регрессные иски, используя документы, подтверждающие дотирование из бюджета. <br><h2 class=h>О сроках внедрения новой модели и механизме реализации</h2>Александр Баженов сообщил, что внедрение новой бизнес-модели уже началось. В частности, в Тамбове, Томске, Кирове, Благовещенске ведутся интенсивные переговоры с муниципалитетами о заключении договоров муниципального заказа. Интерес к новой системе отношений проявляют и мэрии ряда других городов. Там, где компания начинает с «нуля», планируется сразу же вести работу по заключению договора муниципального заказа. Там, где уже заключены договора краткосрочной аренды, договора муниципального заказа должны быть заключены до истечения срока их действия. Если есть договор о долгосрочной аренде, он должен быть модифицирован, с учетом основных положений договора муниципального заказа.
|