Сергей Мазин, директор Нижневолжского представительства компании «АйТи»:
Ключевой бизнес «АйТи» – бизнес сложных ИТ-решений, а именно: разработка, внедрение и сопровождение комплексных ИТ-решений, а также широкий спектр ИТ-услуг и сервисов. При этом «АйТи» – создатель и целого ряда собственных высокоинтеллектуальных продуктов, многие из которых на сегодня считаются одними из лучших в России в своих областях, в их числе: «БОСС-Кадровик», «БОСС-Референт», «АйТи-Ойл». В настоящее время «АйТи» представляет из себя группу компаний, объединяющую в себе, помимо системной интеграции (собственно компании «АйТи»), такие направления, как обучение в области информационных технологий («Академия АйТи»), разработка программных систем на заказ («Аплана»), управленческий консалтинг («Аддити консалтинг»), дистрибуция сетевого оборудования («AVA-Дистрибуция»), разработка «тиражной» системы управления персоналом («БОСС. Кадровые системы»). Региональная сеть «АйТи» насчитывает 19 представительств в крупнейших регионах России и СНГ.
В нашем регионе Нижневолжский филиал компании успешно работает уже более 6 лет. На счету Нижневолжского представительства «АйТи» комплексные проекты для таких предприятий и организаций, как «Красный Октябрь», «Каучук», «Каустик», Волжская ГЭС, УМНС по Волгоградской области, Волжский трубный завод, табачная фабрика «Реемтсма», администрация Воронежской области и многих других.
– Сергей, что вы вкладываете в понятие «системной интеграции»?
– Вопрос не самый простой. Изначально, лет 7-10 назад, под термином «системная интеграция» подразумевался, прежде всего, бизнес комплексных ИТ-решений. Однако со временем, по мере роста рынка и появления на нем новых игроков, к системным интеграторам стали причислять себя практически все компании, ведущие бизнес с корпоративными заказчиками. Мы же придерживаемся «классического» определения: системный интегратор – это, прежде всего, поставщик комплексных ИТ-решений с высокой долей сервисных услуг, в портфеле которого как уникальные сервисы, так и традиционные решения в области инфраструктуры, бизнес-приложений, решений для поддержки стратегического управления предприятиями и т.д.
С нашей точки зрения, системным интегратором является компания, обладающая не только технологической, но и бизнес-экспертизой; портфелем услуг и решений, «закрывающим», как минимум, ключевые сферы деятельности заказчиков, к которым традиционно относятся финансы, персонал, маркетинг, сбыт, производство, проектирование, управление; способностью поддерживать информационные системы заказчиков, в том числе и территориально распределенные, на всем протяжении их жизненного цикла.
Только при наличии этих трех составляющих имеет смысл говорить о системном интеграторе – поставщике комплексных ИТ-решений с высокой долей сервисных услуг. И именно по такой модели и строит свой бизнес системный интегратор – компания «АйТи».
Кроме того, «определяя» системного интегратора, следует принимать во внимание и такие параметры, как масштаб компании, ее модель работы с заказчиком, репутацию, квалификацию и численность персонала, региональную структуру, практический опыт работы в конкретных видах бизнеса, оборот капитала и т.п.
– Как бы вы оценили объем отечественного рынка системой интеграции, и какие, на ваш взгляд, тенденции сегодня управляют рынком?
– По нашим оценкам, объем российского рынка системной интеграции сегодня составляет порядка 1 млрд долл.
Если говорить о тенденциях, то, на мой взгляд, ключевой из них на сегодняшний день является все возрастающая потребность в высококачественном сервисе в области ИТ. За последние несколько лет в ИТ-бюджетах заказчиков существенно возросла статья расходов на такие услуги, как консалтинг, интеграция, обучение и развитие ИТ-компетенций специалистов и пользователей информационных систем. В затраты на приобретение сложного оборудования, систем и ПО закладывается и потребность в его последующем сопровождении. Такая смена акцентов исторически оправдана: решив базовые потребности в обеспечении своих предприятий «железом», они вплотную подошли к необходимости ИТ-обеспечения бизнес-процессов. Сначала основных, затем – специфических.
Еще одним важным моментом является все более активное проникновение информационных технологий в регионы – именно отсюда на протяжении ряда лет поступает основной поток заказов на ИТ-решения и сервисы. По сути, сейчас рынком «дирижируют» именно региональные предприятия. А это означает изменение «правил игры» для поставщиков ИТ-услуг и острую необходимость в развитии региональной инфраструктуры доставки сервиса, которой сегодня могут похвастаться лишь очень немногие.
Существенно выросло ИТ-потребление в госсектре, бурному росту которого способствовала программа «Электронная Россия», инициированная на федеральном уровне и поддержанная на местах.
– Скажите, изменились ли приоритеты заказчиков, с точки зрения востребованности услуг и технологий?
– Пожалуй, сначала стоит уточнить, что мы возьмем за точку отсчета и какие категории клиентов будем рассматривать. Дело в том, что в начале 90-х годов перед всеми корпоративными заказчиками ИТ-компаний стояли примерно одни и те же задачи: поставка вычислительной техники, организация современных ЛВС, решение проблемы последней мили и модернизация существующих каналов связи.
Сегодняшний этап развития российского ИТ-рынка можно охарактеризовать, в первую очередь, как массовый перенос акцентов ИТ-потребления на решение задач совершенствования существующих бизнес-, управленческих, развивающих и других процессов с применением широкого арсенала ИТ-решений и услуг. Именно поэтому сегодня основной интерес заказчиков направлен на различные бизнес-приложения, такие, как ERP-системы, системы электронного документооборота, финансового планирования и бюджетирования, а также ИТ-сервисы, комплексные решения специфических отраслевых задач и т.п.
– Насколько вероятно появление на российском интеграционном рынке новых мощных игроков?
– В целом, массового появления на отечественном рынке системной интеграции новых игроков ждать не приходится – слишком велик «порог входа на рынок», слишком долго нарабатывается репутация для реализации крупных проектов. Пожалуй, среди потенциальных игроков могут быть консалтинговые компании, которые дополняют практику внедрением различных бизнес-приложений. Картину российского рынка системной интеграции могут заметно изменить и международные игроки, чье присутствие в нашей стране уже заметно.
|