Вице-мэр Волгограда Роман Беков: “Мы хотим организовать “адресную” работу по всем источникам финансовых потерь”
С приходом Евгения Ищенко на пост главы администрации Волгограда, старая традиция не была нарушена. Кто-то из вице-мэров участвовал вместе
с Евгением Петровичем в выборной кампании и, фактически, пришел с ним в “одном пакете”, а кого-то он пригласил в свою команду позже, когда уже стал мэром.
К числу последних относится и бывший банкир Роман Беков, занявший пост вице-мэра по экономике совсем недавно – 16 марта. В интервью с Романом Сергеевичем мы постарались выяснить, почему он стал чиновником, оставив пост председателя правления волгоградского банка “КОР”, которому отдал столько лет своей жизни. И какие задачи сейчас стоят перед ним, как членом команды нового мэра.
– Роман Сергеевич, было ли для вас предложение главы городской администрации стать его заместителем неожиданным? Почему вы на него согласились?
– Предложение Евгения Петровича войти в его команду, действительно, было для меня неожиданным. После его избрания мне пришлось неоднократно встречаться с ним и обсуждать отдельные аспекты взаимодействия мэрии с банком “КОР”. Я излагал Евгению Петровичу некоторые свои идеи, касающиеся развития экономики города и улучшения его финансового положения. Пожалуй, главная причина моего перехода в администрацию города – это полное взаимопонимание с мэром, моя уверенность в реальности всех его планов. Ну и, конечно, их масштаб.
Разумеется, у меня были и внутренние стимулы. Продолжительное время занимаюсь теоретическими проблемами динамики российской экономики, вопросами влияния законодательных норм, налоговой и инвестиционной политики на темпы ее развития. В1995 году защитил кандидатскую диссертацию, а в настоящее время работаю над докторской. Вполне естественно, что мне хочется воплотить в жизнь теоретические разработки и практические навыки, приобретенные за время службы в налоговой инспекции.
Есть еще одна причина: городские финансы и вообще экономика города для меня – сфера хорошо знакомая. Я знаю ситуацию, людей, с которыми нужно работать. В свое время участвовал во внедрении в Волгограде системы казначейства – она является сегодня одной из лучших в стране. И в процессах формирования городского бюджета мне регулярно приходилось принимать участие. То есть моя новая работа, фактически, мне была хорошо знакома еще задолго до назначения на предложенную должность.
– Какие общие задачи поставил перед вами мэр при назначении? За счет чего ваша команда может улучшить ситуацию в экономике города?
– Общие задачи мне известны. Это, прежде всего, увеличение доходной части городского бюджета, всемерное сокращение расходов и, как следствие, устранение бюджетного дефицита. Сегодня он непомерно велик – реально около 1 млрд рублей. Если нам не удастся избавиться от бюджетного дефицита в этом году, то уж в следующем это надо будет сделать обязательно.
Вторая задача: детальный анализ финансово-экономической деятельности муниципальных и коммерческих структур. Эту работу мы уже начали, и она для нас очень важна.
Третья – обеспечение реализации важных инвестиционных проектов, намеченных на несколько ближайших лет. Нам нужно создать благоприятный инвестиционный климат, найти и заинтересовать потенциальных инвесторов, подготовить предприятия и организации к реализации проектов.
В этой связи, мы пересматриваем отношение к малому и среднему бизнесу. Власть больше не может равнодушно наблюдать, как “барахтаются” многие предприниматели. Мы хотим сделать шаги им навстречу и создать условия для внедрения проектов.
Нам необходимо выходить на новые рубежи международного сотрудничества. Это означает работу с иностранными компаниями по их правилам, но с соблюдением наших интересов. Что особенно актуально, в связи с тем, что основные фонды наших предприятий устарели морально и физически, а их продукция зачастую неконкурентоспособна на мировом рынке.
Сегодня мы намерены, в первую очередь, делать ставку на легкую, пищевую и текстильную промышленность. Это традиционная сфера среднего и малого бизнеса. Именно здесь особенно велика скорость оборота капитала – всего 1-1,5 года. При этом таким предприятиям не требуются крупные капиталовложения.
Работу по сокращению дефицита городского бюджета мы уже ведем. Постановлением администрации от 3 марта 2004 года №222 создана межведомственная координационная комиссия по контролю за поступлением доходов и совершенствованию системы платежей и расчетов на территории Волгограда. 21 апреля прошло первое заседание городской комиссии, которая будет заниматься крупными налогоплательщиками. Такие комиссии созданы и уже работают в каждом районе Волгограда. Перед ними поставлены задачи: обеспечить и усилить контроль за поступлением доходов во все уровни бюджета и во внебюджетные фонды, разработать предложения по их увеличению, устранению бюджетного дефицита, анализировать финансово-экономическое состояние предприятий и организаций города, работать с предприятиями, имеющими задолженность во все уровни бюджета.
Мы хотим организовать “адресную” работу по всем источникам финансовых потерь.
– Сюда входит и улучшение собираемости налогов, в частности, подоходного? Вы намерены добиваться ликвидации так называемых “серых зарплатных схем”?
– Это тоже очень важная для нас проблема. Ведь около 47% доходной части городского бюджета составляют поступления подоходного налога с физических лиц. Поэтому городская администрация добивается полной легализации всех доходов работников предприятий и организаций.
Были инициированы выборочные проверки предприятий малого и среднего бизнеса, с целью выявления нарушений действующего закона Волгоградской области “О минимальной заработной плате …”. Оказалось, что около 25 тысяч предприятий и организаций города официально платят своим работникам заработную плату ниже уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения, размер которого равен в настоящее время около 2500 рублей. Тем самым нарушая не только вышеуказанный закон, но и статьи 132 и 133 Трудового кодекса РФ, где сказано, что зарплата не может быть ниже прожиточного минимума…
Мы создали районные комиссии, в которые вошли представители пенсионного фонда, фонда социального страхования, прокуратуры, милиции, налоговой инспекции, администрации. На заседания комиссии вызываются руководители предприятий, нарушающие закон, и с ними ведется “разъяснительная работа”. Стараемся объяснить таким людям необходимость отказа от выплаты зарплаты в конвертах. Так, на заседания комиссий в Центральном, Дзержинском и Кировском районах были приглашены около 60 руководителей предприятий малого и среднего бизнеса. Выводы делать рано, но одно могу сказать, что работа районных комиссий эффективна, и я уверен, что положительный результат будет. Основная масса нарушителей соглашается добровольно погашать задолженность (по графику) и повышать заработную плату, но есть, к сожалению, и те, которые уклоняются от этого. Для принятия мер к таким руководителям комиссия будет обращаться в правоохранительные органы. В Уголовном кодексе предусмотрены статьи 198 и 199 “Уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций и физических лиц” и статья 145.1. За невыплату заработной платы руководители предприятий – нарушители закона – могут быть подвергнуты штрафу до 80 тысяч рублей, либо получить срок – до 2 лет. Возможно также вынесение определения о запрете занимать определенные должности. Мы уверены, что во многих случаях руководителей таких предприятий можно убедить в целесообразности легализации зарплаты. К сожалению, раньше с ними никто не работал.
Для нас значимы и другие налоги, формирующие городской бюджет, – по прибыли, имущественный, земельный. Здесь важна работа с промышленными предприятиями города, которую мы ведем вместе с вице-мэром по промышленности Анатолием Николаевичем Кращенко.
Требует решения и проблема так называемых “зон экономического развития”, в которые, по решению горсовета и облдумы, попали некоторые городские предприятия. Они получили налоговые льготы, от которых пострадал, в первую очередь, городской бюджет. Прошло 5 лет, а видимого прогресса на этих предприятиях нет, налоги от них не поступают. Некоторые из них – на грани банкротства, другие поменяли хозяев, сократили численность работников и фонд заработной платы. Мы намерены провести детальный анализ – что дали городу “зоны экономического развития”. Департамент экономики и инвестиций администрации Волгограда до конца апреля должен оценить эффективность предоставления льгот. После этого будем обращаться к горсовету и облдуме по вопросу их целесообразности. За счет предоставления налоговых льгот, в соответствии с Законом Волгоградской области от 03.06.1992г №121-ОД “О зонах экономического развития на территории Волгоградской области”, потери бюджета Волгограда за 2003 год составили (по оперативным данным) 52,6 млн рублей.
В целом, в 2004 году мы планируем увеличить поступление налоговых доходов, по сравнению с прошлым годом, на 722,8 млн рублей. Неналоговых доходов, по нашим прогнозам, должно быть больше на 252,9 млн рублей. Однако расходы тоже не стоят на месте. Поэтому нам пока не удается, за счет доходов, покрыть все потребности областного центра.
– А сокращение затрат городского бюджета вы тоже планируете?
– Конечно. У нас есть соответствующая программа. Главные направления здесь – экономия на муниципальных заказах; исключение затрат, без которых можно обойтись; сокращение средств на содержание аппарата.
В Волгограде создан и работает комитет муниципального заказа, организующий конкурсы на закупку необходимых городу товаров и выполнение подрядных работ. Все заказы на сумму выше 200 тысяч рублей теперь распределяются только по результатам конкурсов. По моим подсчетам, это даст около 10-15% экономии бюджетных средств. При годовом объеме подобных затрат на уровне 1 млрд рублей, мы должны сохранить в бюджете не менее 100-150 млн рублей, за счет проведения конкурсов.
Расходы по оплате труда муниципальных служащих предусмотрены в этом году, с учетом сокращения их численности на 10%.
– Будет ли город в этом году занимать деньги у банков, эмитировать новые облигации?
– Сегодня у города нет задолженности перед местными банками и по кредитам, и по процентам. Новых займов мы в этом году пока не планируем. Нет намерения и эмитировать новые городские облигации. Но, конечно, если будет складываться неблагоприятная финансовая ситуация, если нам не будет хватать денег, тогда это решение может быть пересмотрено.
Нам придется искать способы увеличения доходов бюджета следующего года, как минимум, на 1,2-1,5 млрд рублей.
– Связываете ли вы реализацию планов новой команды мэра с какими-то определенными условиями? Иначе говоря, насколько эти планы будут зависеть от отношений с областной властью?
– Главное условие реализации всего намеченного – наличие единой сплоченной команды в городской администрации. Будут взаимопонимание, поддержка, целеустремленность – любые задачи нам будут по плечу. Верю, что так и будет – у нас всех есть желание повысить благосостояние нашего города-героя Волгограда.
В достижении намеченных целей мы, прежде всего, надеемся на самих себя.
Конечно, мы будем выдвигать обоснованные требования к вышестоящим органам власти и добиваться их исполнения. Но куда более важно для нас найти взаимопонимание и с областной администрацией, и с депутатами областной думы. Нам не нужно противостояние. Выступая вместе, мы можем сделать гораздо больше того, что обещают наши разрозненные, не скоординированные действия.
Наша общая цель – решение социально-значимых задач, стоящих перед городом и областью, реализация на практике инвестиционной привлекательности для развития малого, среднего и крупного бизнеса, осуществление конкретных проектов и программ городского, областного и федерального масштабов совместными усилиями.
|