|
В камбоджийском «Ан Курвате» мы побывали первыми из волгоградцев
Вылетая с друзьями из московского «Шереметьево-2», мы и не думали провести все отпущенные нам 16 дней в Таиланде. Не спорю: замечательная страна, много интересного, экзотика – на каждом шагу, но нас, если честно, больше привлекала Камбоджа (Кампучия).
Совсем не обжитая туристами страна. В этом, как раз, и заключалась вся прелесть предстоящего путешествия. Тем более что в тайском королевстве я и мои спутники уже бывали. А если бы удалось «пробить» заодно и Вьетнам – нашему счастью не было бы предела.
<br>
<h2 class=h>ТАИЛАНД</h2>
В Бангкоке мы пробыли недолго. Чуть размялись, быстренько оформили визы в Камбоджу (каждая стоит 20 долларов) и погнали “оттянуться” на пляжах в Паттаю. Пробыв сутки на знаменитом курорте, вернулись в столицу, оставив вещи в отеле. Надо бы взять машину, ведь без нее в Индокитае делать нечего. Тем более, когда хочешь посетить несколько стран. Конечно, можно и автостопом, но как это сделать втроем? Без лишних слов отправились в один из пунктов проката. Правда, здесь поджидала нас первая “осечка”. Просили джип, но владелец не хотел оформлять на него страховку. Пришлось довольствоваться «тойотой». Пригляделись: совершенно новый, 2003 года выпуска, “японец”. Как говорится, не было бы счастья… Загрузились, заправились горючим под завязку – и на восток. А вскоре прикатили в пропускной пункт Хат Лек, что на границе двух государств. Правда, здесь случилось непредвиденное. Радиатор автомобиля находился уже в Камбодже, а багажник – в Таиланде, как мы увидели машущего руками пограничника: с тайскими номерами нельзя! Вот это удар!
Оправившись после нокдауна, развернули машину и неспешно поехали обратно. А что делать? Самое обидное то, что мы уже заплатили хозяину авто за четыре дня аренды. По тысяче бат в сутки (около 25 долларов). Не будешь же требовать деньги обратно. Это ведь не в России. Конечно, разумней было бы использовать машину с пользой теперь на все оставшееся время. Кому пришла в тот момент такая умная и простая мысль, уже не помню. Но, сказано – сделано. Мы отправились на поиски новых ощущений.
Что касается пищи, то она готовится и продается здесь повсюду. Несмотря на жару, c санитарными нормами здесь не церемонились. Какие могут быть разглагольствования, когда человек есть хочет! Поначалу к местным «походным» кухням относились настороженно. Потом осмелели, распробовали, понравилось. Главное – без последствий для себя.
Заглянули в одно придорожное кафе. Принесли меню. Мы его повертели и так, и эдак, нет, тайский нам не понять. Напротив какой-то надписи с ценами заметили рисунок крокодила. Вот его-то и подайте нам, сударь. Только обжарьте мясо с двух сторон, как следует. Человек удалился. Вскоре он принес какой-то прибор с горящими углями, тарелку с травами. В ободок чаши он залил бульон, мясо запекалось внутри. Пламенел стекавший ручейками жир, обильно смачивая румяную корочку, булькал аппетитно бульон, сдобренный душистой зеленью. За этой обворожительно-пахучей картинкой можно было наблюдать бесконечно долго. Словно все оказались во власти местного гипнотизера. Даже не заметили, как официант подал знак, мол, блюдо готово. Крокодил под соусом очень понравился. Главное – в необычности действа: заказ готовится на вашем же столе, и все на виду. Подобные ресторанные испытания лишь удесятеряют аппетит.
Перед тем, как сдать машину, успели побывать на острове Кочанг. Добирались туда на пароме. Колоритное место. Чистая вода, отличные пляжи, лучше, чем в Паттае. Много отелей, бунгало, дешево.
Наконец-то вернули хозяину автомобиль и решили “пробиваться” в Камбоджу с севера. Есть там такой пункт – Пая Пет. Говорили, что отсюда туда курсирует автобус. Правда, его водитель делал это по своему уразумению. А нам необходимо там было быть ранним утром. Договорились с хозяином частного таксопарка. Ровно в три утра за нами приехали. Глянул в окно – вместо привычного такси, стоит целый микроавтобус. Вот здорово, хоть выспимся!
В расчетное время – 7 утра – были на месте. Вместе с нами границу пересекали и тысячи камбоджийцев, с тюками, мешками и сумками. Видимо, в Таиланде у них был свой бизнес. Никто из этой огромной бегущей толпы даже и не помышлял заглянуть на КПП для надлежащего оформления документов. Разве что мы. Все это напомнило перемещения на российско-украинской границе в недавнем нашем прошлом.
<br>
<h2 class=h>КАМБОДЖА</h2>
Проблем с такси здесь тоже не было. Едем, жадно всматриваясь по сторонам. Впервые проклял асфальтированную дорогу. Она была здесь так разбита, что хотелось идти пешком. Слава богу, началась грунтовка! Вот теперь разогнались под сто. Интересное дело: нет ни одной заправки. Вдоль дороги стоят какие-то бамбуковые шалаши, тут же человек с полиэтиленовыми канистрами – заправляйся. О качестве горючего можно промолчать. Денатурат.
Первой камбоджийской точкой, где мы бросили якорь, стало местечко Сием-Реап. Это рядом с легендарным храмовым комплексом «Ан Курват». Древнейший памятник кхмерской цивилизации, святыня. Уникальный город-храм занимает площадь, превышающую 100 квадратных километров. Его лишь недавно обнаружили французы, причем совершенно случайно, прочесывая непроходимые местные джунгли. Грандиозному комплексу, как минимум, более тысячи лет. Многовековые исполинские деревья, пробив фундаменты и крыши величественных зданий, уже и сами успели превратиться в такие же огромные каменные глыбы.
В Сием-Реапе мы остановились буквально на сутки. Заночевали в гостевом доме – “гэст-хаузе”. Сторговались на семи “уе“ на брата. Конечно, можно было найти и дешевле – разброс цен позволял: от доллара до пятнадцати, но это была оптимальная за предложенный комфорт. Утром взяли такси – и на храмовый комплекс. Билетерша, оказалось, знала русский. В свое время она училась в Советском Союзе, поэтому изъяснялись с ней без труда. Она и посоветовала нам не тратить обычных три дня на осмотр «Ан Курвата», а пройтись на мотобайках по «малому кругу». В него, оказывается, входят семь основных храмов. До вечера успели побывать во всех. Слов нет: восьмое чудо света! Правда, никто не знает, сколько еще интересного может скрываться в этих джунглях.
Даже торопясь, мы не захотели добираться до столичного Пномпеня на автобусе. Cлишком «впечатлительны» оказались асфальтовые дороги. Решили водным путем. Такое удовольствие стоит 20 долларов. До корабля нужно было еще доплыть по озеру. Нас посадили в джонки – и на пристань. Пока плыли, разглядывали жилища рыбаков. Бамбуковые хижины на сваях, нищета ужасающая. Наконец-то прибыли к месту назначения. Глядь – стоит наша знаменитая «Заря». Да еще с приборами спутниковой навигации – вот дела! Хотя здесь, на мелях, воткнуты обычные палки.
Озеро является одним из притоков Меконга, правда, несколько узковато. И вновь очередная пересадка. Глянули на судно – и все ахнули: «Ракета!». Она самая, на подводных крыльях. Плюс кондиционеры, телевизоры и т. д. Этот музейный экспонат ходил, как новенький. Да, умеют беречь за рубежом нашу технику! Даже не знаешь, где испытаешь гордость за своих.
Через несколько часов «Ракета» подошла и к набережной Пномпеня. Столица Камбоджи оказалась весьма интересной. Много нашей техники, особенно «КамАЗов». Эти труженики, в основном, и «оволдыривали» асфальтовое покрывало дорог. В первый же день кинулись в тайское посольство. Дело в том, что иностранец, убывший из Таиланда, автоматически лишается и визы. Нас «обрадовали» – документы готовятся минимум три дня! С учетом двух выходных – и все пять. То были последствия нового витка напряженности между Таиландом и Камбоджей. Пробовали договориться – бесполезно. Что ж, придется самолетом, жаль денег, да ничего ни попишешь.
На осмотр Пномпеня отводилось два дня. С удивлением узнали, что в столице давно действует «русский базар». Так именуется одна из площадей города. Рынок появился во времена СССР, с той поры это название и сохранилось. Здесь стоят торговые лавки, продаются различные сувениры. Побывали в полпотовских застенках. Теперь они стали музеями. Жуткое зрелище. Этот палач за три с половиной года своего правления вдвое уменьшил население страны. Ужас. Экономили на патронах, убивая людей обычными мотыгами…
Если бы не наше такси – моторикша – вряд ли мы успели бы познакомиться с главными столичными достопримечательностями. За полтора дня извоза (по полной программе) мы заплатили таксисту всего лишь 10 долларов. Тем не менее, он был счастлив положить в карман такие большие деньжищи. Побывали, наверное, на всех крупных рынках города. Кушали все подряд, не опасаясь последствий. Единственное, чего не удалось, – съесть змею. Быть в Пномпене и не сделать этого – даром потратить время. Змея не простая, это кобра, да и блюдо необычное. У несчастного пресмыкающегося отрубают голову, под cтекающую кровь подставляют стакан. Затем в него наливают водки, добавляют к смеси желчь и сердце змеи, какие-то ингредиенты. Эликсир молодости и долголетия готов! Теперь самое время подать к нему и закуску из запеченной змеи. Правда, открыто это блюдо уже никто не готовит. Запрещено. Говорят, что вето наложили американцы. Кстати, именно они сегодня оказывают финансовую помощь Камбодже, поэтому не прислушаться к мнению “дяди Сэма” уже нельзя. За опальным эликсиром теперь едут во Вьетнам. Там еще американцев нет, и все дозволено.
Из Пномпеня отправились в Синуквиль – единственный камбоджийский курорт на море. Он находится в 230 километрах от столицы. Ехали в автобусе с кондиционером. Билет стоит 12000 риелей (около 3 долларов). Замечу, что здесь в обороте, в основном, американская валюта. Местной выдают лишь сдачу.
Остановились, как обычно, в «гэст-хаузе» за восемь долларов с человека. В отеле оказалось слишком дорого: от 15 до 25 $, хотя в самом городе можно договориться и за три, но без кондиционера. Долго выбирали место, где бы отдохнуть. Здесь пляж на пляже, один лучше другого. Нашли такой, куда не ступала еще нога туриста. Это не удивительно, так как совсем недавно здесь были таблички: «Мины!». Потенциал развития туризма в стране весьма огромен. Мягкий и теплый климат, удивительная природа. Обнаружили даже и группу островов с отличным дайвингом. В общем, есть все.
Поразило, что в Камбодже, как и в Таиланде, отсутствовали свежие соки. И там и здесь вовсю ели кур, как будто и не было эпидемии птичьего гриппа. Полной неожиданностью стала весть, что на родине кхмеров вообще не принято пить чай. Ему предпочитают какой-то местный напиток, но чаще употребляют подкрашенную или обычную воду. Неплохое здешнее пиво. Вкус овощей и фруктов особо не отличался, правда, у ананасов он оказался другим.
Полной неожиданностью для нас стала встреча с соотечественниками. Это произошло в ресторане «Снейк хауз» («Змеиный дом»). Его хозяином был русский человек. В Камбоджу его направили работать еще в начале 90-х годов. По профессии он змеелов, а здесь в то время снимался документальный фильм. Страна распалась, съемочная группа уехала, а он с женой остался. Помыкался да и решил открыть свой ресторан.
Заведение, скажу вам, необычное. Такое ощущение, что ты сидишь за столиком в джунглях. Все настоящее: и камни, и густая растительность с лианами. Столы круглые, с прозрачными крышками. Сквозь нее хорошо виден притаившийся в темной нише удав. Никакой опасности, только возникает странное ощущение, когда кушаешь: как будто две пищи пристально всматриваются в глаза друг другу. Завсегдатаи на это не обращают уже никакого внимания....
Полет из Пномпеня в Бангкок занимает час пятнадцать. Прибыли вечером. После оформления визы отбыли в Паттаю, в свой отель, за оставшимися нашими вещами. Жаль, что не удалось побывать во Вьетнаме, но, думается, за этим дело не станет. Будем считать, что эта разлука – лишь перерыв на обед.
|
|