Владимир Хлебников Предпочел Стезю Ученого Карьере Рок-музыканта
А в 1965 году выпускник математического класса тамбовской школы Володя Хлебников поступил на химфак МГУ. То было благословенное время оттепели, битломании и бурного расцвета студенческих ВИА, давшее стране такие имена, как «Сокол», «Поющие гитары», «Веселые ребята»… Сам Владимир «зажигал» в ансамбле химфака «Спектр» – и не только в нем – вокалистом и ритм-гитаристом. «Мы больше играли, чем учились», – вспоминает Хлебников. Это продолжалось, даже когда он поступил в аспирантуру университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы на специальность «Физическая химия». Сутки аспирант трудился в лаборатории, а потом отправлялся с ансамблем на танцплощадку комбината «Техноткань» подмосковной станции Воронок – культовое место паломничества московской продвинутой молодежи. Только там в то время можно было официально играть и слушать живую рок-музыку – «Скоморохи» с Градским и Буйновым, «Цветы» с Лосевым и Микояном (Стасом Наминым), «Машину Времени» и т.д. На диссертацию времени не оставалось, так что ее Владимир написал уже после аспирантуры. Сделав непростой выбор между музыкой и наукой. В «Спектре» его место занял Слава Малежик, который был на два года моложе.
Но музыку Владимир все-таки не бросил. Ни когда попал по распределению в Волгоград, в научно-исследовательский центр «Химпром», где дорос от младшего научного сотрудника до замдиректора по науке. Ни когда возглавил первую в Волгограде аккредитованную испытательную лабораторию химической продукции, а затем и продуктов питания. Ни когда в 94-м пришел в Волгоградскую торгово-промышленную палату со своим ноу-хау – «Региональной комплексной программой повышения конкурентоспособности предприятий путем создания и сертификации систем управления качеством». Речь шла о соответствии управления международным стандартам, без чего предприятие не сможет работать с партнерами из ВТО и вообще будет бледно выглядеть на фоне конкурентов. Это было ново для России. Но Хлебников сумел убедить обладминистрацию в том, что программа заслуживает поддержки. Часть средств на раскрутку дала Российская торгово-промышленная палата, часть – немецкие и американские гранты. А дальше программа начала самоокупаться. Три года назад РЦК заработал первый миллион, оказывая услуги по обучению и консультированию руководителей предприятий, служб качества, специалистов по кадрам, маркетингу, закупкам, техническому контролю и других, заинтересованных в совершенствовании своей работы и овладении международными правилами ведения бизнеса.
Вот здесь-то и проявились творческие способности Владимира Борисовича: в разработке семинаров-презентаций программы, которую он хочет донести до всех в доступной и нескучной форме. Ведь стандартных презентаций нет, поэтому приходится самостоятельно искать самые эффективные средства обучения: наглядные пособия, нетривиальные компьютерные программы, тренинги и многое другое. Разработка каждого нового семинара проходит в творческом порыве, и всякий раз получается что-то новое.
Хлебников сравнивает это с гастролями – побывал уже в 23 городах. Всего на первое марта 2004 РЦК провел уже 162 практико-консультационных семинара, обучив 2675 слушателей из 387 организаций 53 регионов России, Казахстана и Беларуси. Помог подготовить к сертификации 15 систем управления. Не говоря уже о восьми волгоградских декадах качества, в рамках которых состоялось 17 научно-практических конференций.
А во время неформального общения участников семинаров директор РЦК берет в руки гитару и поет песни, в том числе собственные. Их у него 50, и параллельно с основной работой он участвовал в нескольких гала-концертах и 12 передачах волгоградского ТВ, одно время даже вел собственную передачу. А уж сколько было концертов для друзей – и не счесть. Десять песен сочинил к спектаклю драмтеатра «Дама сердца – прежде всего» по Кальдерону в постановке Людмилы Миловзоровой в 1982 году. К сожалению, «звездный час» был омрачен запретом на массовый показ спектакля – из-за трагического толкования событий пьесы на фоне всенародной скорби по поводу смерти Брежнева. Сам Хлебников в том же году откликнулся на смерть другого человека – Владимира Высоцкого, песней «Баллада о погибшем геологе»:
«…Он шел первым, со смертью
играя,
Жизнь, не вечность, шагами
дробя.
Шел, пощады себе не давая,
Веря в правду, природу, себя.
Светлый образ создать
не старался,
Никого не винил, не юлил.
И случалось, что в пропасть
срывался –
Сил подняться всегда находил.
...Он спокойно осилил страх
смерти,
По непройденным тропам скорбя,
Он уснул средь земной
круговерти,
Врос в Россию, отдал ей себя…»
|