GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Чиновничий напор на бизнес заметно поубавился…

– Вячеслав Борисович, на состоявшейся в апреле совместной пресс-конференции вновь избранного председателя Волгоградского отделения «ОПОРЫ России» Алексея Воробьева и координатора этой организации по Южному федеральному округу Владимира Леонтовича была обозначена актуальная задача: добиться роста ее авторитета. Что делается для этого?

– Многое, в том числе и укрепление связей с прессой. Кстати, основная претензия к старой дирекции заключалась в том, что недостаточно хорошо были налажены контакты со СМИ, из-за этого о нашей деятельности мало кто знал. Поэтому я произвел необходимые перемены: с 1 января у нас появилась должность заместителя исполнительного директора по связям с общественностью, на которую была назначена Дарья Ромасевич. После этого мы стали больше сотрудничать со СМИ. Кроме того, мы подключили электронную почту и с ее помощью производим рассылку информации, в том числе и той, которая приходит к нам из Москвы от центрального правления «ОПОРЫ». Благодаря этому теперь не только руководство, но и рядовые члены постоянно в курсе всех событий в жизни организации.

Окончание на стр. 5

– Но самый эффективный способ повышения авторитета предпринимательской организации – это, конечно, обеспечение лучшей защиты интересов деловых людей, о чем и говорили в апреле руководители волгоградской «ОПОРЫ». Какие шаги предпринимаются на этом направлении?

– Мы готовим «круглый стол» с представителями органов МВД для упорядочения милицейских проверок, высказали свою жесткую позицию по вопросу о внебюджетных фондах Волгограда, однозначно потребовав их закрытия на встрече с заместителем полномочного представителя президента в ЮФО Александром Починком. Поэтому если раньше некоторые СМИ обвиняли нас в соглашательстве, то теперь для подобных кривотолков не может быть никаких оснований. Правда, пока добиться решения этого вопроса не удалось. Недавно представительство президента в ЮФО запросило у нас информацию о ситуации с внебюджетными фондами. Мы дали ответ: согласно заявлениям мэра, районные внебюджетные фонды существуют до 1 июня, а городской – до 31 декабря 2005 года. Однако чиновничий напор заметно уменьшился, требования чиновников о взносах во внебюджетные фонды «в обмен» на выдачу водочной лицензии, пролонгацию договоров аренды помещений и земельных участков смягчились, звучат в более «завуалированной» форме: например, накануне Дня Победы обращались с предложениями оказать финансовую помощь для проведения празднования. Причем уже не требуют с «металлом» в голосе конкретные суммы, а просят дать «сколько можете». Поэтому в последнее время жалобы от предпринимателей на чиновничьи поборы не поступали. Деловые люди помогли в проведении празднования Дня Победы, готовы оказывать помощь конкретным школам, детсадам, чтобы в дальнейшем видеть ее плоды, и не желают молча отдавать деньги во внебюджетные фонды, которые используются мэрией по своему усмотрению. При этом о вкладе предпринимателей в дело реализации различных социальных программ умалчивается, лишь на встречах с нами Евгений Ищенко признает, что программа «300 дворов Волгограда», как и иные подобные, осуществлялась на деньги предпринимателей. Хотелось бы, чтобы предприниматель был для городской администрации партнером, а не дойной коровой.

– А что делается в плане облегчения доступа предпринимателей к банковским кредитам?

– Мы разрабатываем механизм, который позволит банкам давать предпринимателям обеспеченные кредиты. Во исполнение федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» до конца 2009 года предстоит приватизировать либо передать в собственность субъекту Федерации все принадлежащие муниципалитетам нежилые помещения, используемые для коммерческой деятельности. Поэтому волгоградская мэрия готовится выставить на торги несколько тысяч таких помещений, ныне арендуемых предпринимателями. Чтобы представители малого и среднего бизнеса могли сохранить те площади, на обустройство которых затратили немалые средства, волгоградское отделение «ОПОРЫ России» вместе с банками и страховыми компаниями прорабатывает следующую схему приобретения деловыми людьми арендуемых ими помещений: предприниматель единовременно вносит 30% от стоимости помещения, а остальные 70% поступают от кредитных учреждений Волгограда, с которыми он в дальнейшем рассчитывается. Этот вопрос имеет важное социальное значение. Если лишатся своих помещений швейные ателье, телеателье, сапожные мастерские и иные малые предприятия, пострадают рядовые граждане. А как раз малому бизнесу трудно будет выкупить свои помещения, соперничая с другими фирмами, ведь ни одна сапожная мастерская не может тягаться по доходности с юридической конторой. Если помещение сапожной мастерской выкупят юристы и откроют еще одну юридическую или консалтинговую компанию, нам негде будет починить сапоги. Чтобы поддержать малый бизнес, Волгоградское отделение «ОПОРЫ России» на состоявшемся 18 мая заседании своего Совета решила поставить вопрос о внесении изменений в Федеральный Закон от 21 декабря 2001 года № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества». Суть предлагаемых изменений заключается в законодательном закреплении права первоочередного приобретения государственного или муниципального имущества за теми арендаторами, которые заключили договоры аренды этого имущества до 1 января 2005 года и добросовестно выполняют свои обязательства по этим договорам. Это предложение мы собираемся внести на рассмотрение федеральных законодателей через законодательную инициативу либо областной Думы, для чего сейчас готовятся соответствующие документы, либо через нашу федеральную организацию «ОПОРА России».

– Упомянутая вами схема, несомненно, привлекательна для банков, которые получат обеспечение выдаваемых кредитов в виде выкупаемой недвижимости. Но поскольку переговоры с банками продолжаются, еще имеются, видимо, какие-то нерешенные вопросы?

– Действительно, при использовании этой схемы возникает сложность, связанная с разрывом во времени: ведь для оформления залога с целью получения кредита на выкуп недвижимости предприниматель уже должен обладать недвижимостью, зарегистрированной в ВОРУ (причем на регистрацию уходит месяц), а между тем условием торгов является внесение всей стоимости приобретаемого имущества в течение ограниченного отрезка времени, обычно месяца после победы на конкурсе. Вот почему на практике предполагается использовать один из следующих вариантов. По первому предприниматель заключает с банком лизинговый кредит. По второму варианту банк получает от предпринимателя промежуточный залог, который переоформляется затем на выкупленное имущество. В качестве страхователя банковских рисков выступит страховая компания. Это, конечно, приведет к удорожанию сделки, но от этого никуда не денешься.

– Имеются ли банки и страховые компании, которые проявляют интерес к такой схеме?

– Переговоры ведутся с Русским Южным банком, Сбербанком, «Юниаструм Банком», страховыми компаниями «Спасские ворота», «Информстрах», «Военно-страховой компанией». Их интерес понятен, ведь до сих пор именно отсутствие у представителей малого и среднего бизнеса собственности, которую можно было бы использовать в виде залога, препятствовало получению ими банковских кредитов. Все, что многие предприниматели могли предложить банкам как обеспечение кредитов, – это лишь временные киоски, не зарегистрированные в ВОРУ, и различное торговое оборудование: продуктовые лари, холодильники и т. п., что не могло считаться нормальной залоговой базой. А ведь банкам нужно, чтобы их кредиты были востребованы, чтобы аккумулированные ими капиталы «работали». Так что, помогая предпринимателям приобрести недвижимость, банки расширят свою клиентскую базу. То же можно сказать и о страховых компаниях.

– Когда эта схема «заработает»?

– Мы надеемся на то, что все вопросы удастся решить к 1 июля.

– Ранее на предпринимательских конференциях озвучивался и иной план обеспечения деловых людей кредитными ресурсами – через создание залогового фонда. От этой идеи отказались?

– Сотрудничая с потребительским обществом «Волгоградский городской союз поддержки бизнеса», мы не один год пытались создать с помощью областной администрации гарантийный залоговый фонд. Губернатор Николай Максюта в свое время обещал дать нам в оперативное управление принадлежащее субъекту Федерации имущество, под залог которого мы могли бы взять крупный кредит в банке. Но возникла необходимость внесения изменений в областное законодательство, касающееся порядка распоряжения областным имуществом, появились и иные вопросы. Работа в этом направлении активно продолжается.

– Наверно, проблема приобретения арендуемых помещений чрезвычайно волнует волгоградских предпринимателей?

– Для очень многих из них это вопрос первостепенной важности. Каждый день к нам в «ОПОРУ» приезжают предприниматели из всех районов Волгограда с просьбой разъяснить пути его решения. Порой мы слышим от них такое: «Мы заключили договор аренды нежилого помещения, на днях внесли во внебюджетный фонд сумму, которую у нас просили, а нас почему-то все равно выставляют на торги». Мы объясняем ситуацию: муниципалитет будет выставлять три с лишним тысячи нежилых помещений, числящихся на его балансе, постепенно, в течение 2005-2008 годов, то есть трех с половиной лет. В настоящее время муниципалитет идет на уступки: дает предпринимателям возможность подать заявления с просьбами вычеркнуть из списка приватизируемых в этом году объектов арендуемые ими помещения с тем, чтобы они могли подготовиться к торгам, аккумулировать необходимые для этого средства. А это, согласитесь, непростая задача: нужно «вытащить» из оборота, как минимум, тысяч триста. Поскольку малый бизнес не имеет значительной ресурсной базы и работает, как правило, на своих деньгах, предпринимателю зачастую нужно будет сократить производство, провести реализацию каких-то товаров и основных средств. Изъятие объектов из списка подлежащих приватизации в этом году происходит при содействии депутатов горсовета и заместителя руководителя департамента предпринимательства и потребительского рынка, председателя комитета по предпринимательству администрации Волгограда Александра Фролова.

– Учитываются ли мнения «ОПОРЫ» при распределении бюджетных средств, предназначенных для поддержки предпринимательства?

– Программой развития предпринимательства в Волгоградской области предусматривалось выделение в этом году из областного бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса 39 миллионов рублей. На сегодня этот вопрос находится в областной думе, уже прошел согласование в рабочих комитетах и обсуждался в первом чтении, но был отклонен и направлен на доработку. Мы пытаемся областную программу стыковать с федеральной программой развития предпринимательства, на которую Министерство экономического развития выделяет 1,5 миллиарда рублей (на все регионы), на условиях софинансирования регионами. То есть если Волгоградская область выделяет 39 миллионов рублей, то еще столько же поступит из федерального бюджета. Одно из четырех направлений этой программы предусматривает содействие в деле микрофинансирования малого бизнеса. Еще 102,9 миллиона рублей предполагалось направить на поддержку предпринимательства из городского бюджета, в том числе 100 миллионов – на кредитование предпринимателей. Если честно, то я с самого начала не мог поверить в городскую программу по одной причине: бюджет города перенапряжен, не дает возможности выполнять даже некоторые социальные программы. Депутаты, конечно, 100 миллионов «срезали», ныне ведутся переговоры о выделении 2912 тысяч рублей. Причем эти деньги будут направлены администрацией города не на поддержку предпринимателей.

– Интересы малого бизнеса защищает и другая организация деловых людей – Волгоградская ассоциация предпринимателей. Какими видятся перспективы сотрудничества с ней?

– Пока наши взгляды совпадают, но методы решения проблем у нас немного разные. Ассоциация отдает предпочтение «революционным» действиям, похожим на то, чем занимаются профсоюзные активисты, старается проявить себя в оппозиции, на митингах, а «ОПОРА» стремится к конструктивному диалогу с властью. Например, когда в мэрии подняли на 20% ставки аренды земельных участков под киоски и павильоны и на 100% – для игровых автоматов, мы пошли иным путем. У нас есть бюро по защите прав предпринимателей, которым руководит Ольга Валуйскова, мы в нем обсудили эту ситуацию, нашли в действиях мэрии нарушения местного и федерального законодательства и обратились с письмом в прокуратуру. Оттуда пришел положительный ответ о том, что внесено представление в городскую администрацию с предложением о приостановлении действия постановлений мэрии и приведении их в соответствие с законодательством. С такими видными лидерами ассоциации, как Петр Беляков и Сергей Леньшин, мы нормально сотрудничаем, так что не исключена возможность того, что эти люди могут стать членами «ОПОРЫ».

– Что вы можете сказать о новом председателе Волгоградского отделения «ОПОРЫ»?

– Алексей Владимирович – не новичок в предпринимательском движении. Еще в бытность свою директором ООО «Свит» он стал членом консультативного совета по делам предпринимателей при администрации Волгограда. Там на одном из заседаний он встретился с членами «ОПОРЫ», которые привлекли его внимание: что это за ребята, которые ходят как волонтеры в свободное от работы время и лоббируют интересы отнюдь не личные, а всего делового сообщества? Его это удивило, он пришел к нам, посмотрел на работу нашего совета и изъявил желание вступить в нашу организацию.

– А как вы пришли в предпринимательское движение?

– Я по своей первой профессии – военный летчик. Когда по состоянию здоровья не смог летать, пошел работать в народное хозяйство, трудился на «Химпроме». Как только стало возможно заниматься предпринимательством, пошел в эту сферу. Одним из первых в нашем регионе я зарегистрировал свой кооператив. Закон «О кооперации» был принят в конце апреля 1987 года, а уже 5 мая я стал учредителем кооператива по оказанию ритуальных услуг, который в дальнейшем был преобразован в ТОО и ООО. А подсказала мне идею заняться этим бизнесом конкретная жизненная ситуация: у друга умерла бабушка, я помогал хоронить ее и столкнулся со многими проблемами: «двойной бухгалтерией» и поборами в коммунальной похоронной службе (помимо денег, уплаченных по квитанции, на кладбище потребовали еще), необходимостью для родственников самостоятельно решать транспортные вопросы, неудобным для клиентов режимом работы коммунальщиков с выходными по субботам и воскресеньям и т. д. Я основал свой бизнес и предложил свое «ноу-хау»: предоставив человеку возможность путем обращения в одно место решить весь комплекс вопросов, связанных с погребением близкого человека, включая регистрацию смерти, выбор ритуальных принадлежностей, обеспечение транспортными услугами и т. д. Мой бизнес успешно существовал, пока три года назад ЗАО «Память» не монополизировало волгоградский рынок погребальных услуг, лишив волгоградцев возможности выбора. Оставшись не у дел, я предложил себя «ОПОРЕ России» в качестве исполнительного директора, был принят на эту должность в октябре 2004 года и успешно прошел испытательный срок. До этого в течение семи лет я был членом совета и членом президиума организации «Предприниматели Волгограда» и волгоградского отделения «ОПОРЫ России».

На снимке. Исполнительный директор Волгоградского областного отделения «ОПОРЫ России» Вячеслав Никитский: «Хотелось бы, чтобы предприниматель был для городской администрации партнером, а не дойной коровой» (фото № imag 0002, 0003_0001 за 16.05.05)



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования