Вадим Милков отдает дань волгоградским деятелям культуры
Как известно, в конце девяностых делались первые попытки ставить спектакли в только организовавшейся в Волгограде оперной антрепризе. Тогда Милков занялся постановкой оперы П. И. Чайковского “Иоланта”.
– Обстановка была творческой, как ни в каком другом городе СНГ, – вспоминает Вадим Георгиевич, – тогда в оперной антрепризе пела неповторимая Танечка Тесля. Кстати сказать, недавно она покорила даже Японию… Могла бы сегодня петь вместе с дивной Еленой Барышевой и ее постоянным партнером Николаем Черепановым... Тем более что теперь в городе есть собственный оперный театр, где свой костяк замечательных артистов и музыкантов. Я всегда с удовольствием работал с волгоградскими деятелями культуры.
Сам Вадим – сын великого, как его сейчас называют, театрального режиссера Георгия Товстоногова, родился в Питере, в театральной семье. Мама Вадима была актрисой, играла в Ленкоме, худруком которого был его отец и который позже возглавил БДТ. Мальчик часто бывал в обоих театрах на репетициях.
В Большом драматическом он не раз сталкивался не только с известными артистами Лавровым, Трофимовым, но и знаменитой театральной кошкой Мурой. Она жила в театре много лет и освоилась настолько, что стала даже хулиганить. Запросто могла во время спектакля выйти на сцену… По этому поводу собрали даже худсовет, где обсуждался вопрос, что делать с Мурой.
Труппа любила кошку, больше того, все знали: если Мура зашла в гримерку, обязательно ее обитателю дадут новую роль. Но отец, рассказывает Вадим, все-таки решил положить конец этим безобразиям и сдать Муру на живодерню. За кошку вступилась театральная костюмерша.
– Георгий Александрович, – сказала взволнованно она, – БДТ состоялся, когда пришли вы, но вместе с вами пришла и Мура! И теперь трудно разделить, кому больше принадлежит слава Большого драматического театра, вам или ей.
Так Мура осталась в театре до скончания своих дней.
Общие творческие токи с отцом привели Вадима на режиссерский факультет ленинградской консерватории. Позднее он закончил в ГИТИСе еще высшие режиссерские курсы. В 70-е Вадим вместе с отцом ставил “Дон Карлоса” Верди в Хельсинской опере.
В Большой театр Милкова привел, буквально за руку, знаменитый оперный режиссер Борис Покровский.
– Как-то на репетиции “Ивана Сусанина” перед режиссерским креслом сели две балерины, что, в общем-то, в театре не принято. Я хотел уже сказать по этому поводу “пару ласковых слов” и тут в одной из танцовщиц, обомлев, узнал знаменитую Уланову. Протискиваясь на свое режиссерское место, я кланялся и извинялся, страшно боясь наступить на всемирно известные ножки Галины Сергеевны...
В Большом он проработал больше десяти лет. А в 94-м его пригласили в Волгоград. Поставив несколько спектаклей у нас, Вадим вместе с женой и дочерью уехал в Германию. Визы ждали пять лет, а прожил он там всего полгода. Считал неприличным жить на пособие, которое было положено его жене и дочери как эмигрантам. Его близкие до сих пор живут там. А сам Милков мотается по городам и весям России, ездит за границу, недавно в Будапеште поставил “Пиковую даму”. Одним словом, всю жизнь стремится туда, где витает дух театрального оперного творчества.
|