У Горсовета Второго Созыва Нет Резона Складывать Полномочия
Поводов по созыву брифинга было предостаточно. Первый, формальный, заключается в том, что избранные 14 марта в горсовет третьего созыва 32 депутата – это 2/3 от установленного состава – так и не смогли до настоящего времени собраться. Хотя для начала осуществления полномочий им как раз только и нужно явиться в зал заседаний, поскольку статья 26-я Устава города-героя Волгограда гласит: «Первое заседание вновь избранного городского совета проводится не позднее 14 дней после дня голосования, если избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов». Причем собраться должны все 32 новых избранника, поскольку той же цифрой, в 2/3 от установленного состава горсовета, определен и кворум, необходимый для проведения заседаний.
Но вот парадоксальное, на первый взгляд, явление: не все люди, которые еще недавно так стремились быть избранными, ныне спешат занять свои места в зале заседаний городского представительного органа! Тем самым автоматически продлевается действие полномочий горсовета предыдущего созыва, в соответствии со статьей 27-й Устава Волгограда, в которой записано: «Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы городского совета нового созыва».
Из озвученной Сергеем Михайловым информации о том, что очередное заседание горсовета второго созыва назначено на 15 апреля, следует: под крышей горсовета существует достаточно твердая и, видимо, небезосновательная уверенность в том, что и в течение будущей недели вновь избранным депутатам так и не удастся собраться.
Депутаты второго созыва могли бы значительно облегчить жизнь своим вновь избранным коллегам, приняв решение о снижении кворума до 2/3 от избранного числа депутатов. Сергей Михайлов объяснил, почему это не делается:
– Для того, чтобы провести такое мероприятие, городской совет обязан запросить управление юстиции для проверки того, как это будет согласовываться с федеральными законами, прокуратуру – как надзирающий орган, областную думу, поскольку она принимает закон о Волгоградской области, и губернатора, который подписывает Устав города Волгограда. Ведь статья по поводу такого кворума – 2/3 от установленного числа депутатов – записана и в Уставе города, и в регламенте работы горсовета. Если регламент – это внутренний документ горсовета, и он достаточно быстро может смениться, то Устав города принимается двумя третями голосов депутатов, подписывается председателем горсовета, главой администрации города и направляется главе администрации области на экспертизу и подписание.
Пока спикеру горсовета второго созыва пришел ответ только из областной думы, из которого следует, что до начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва депутаты предыдущего созыва вправе проводить заседания и принимать решения, в соответствии с установленной компетенцией горсовета.
– То есть все полномочия горсовета второго созыва на сегодняшний день существуют, – подытожил Сергей Михайлов. – Поэтому работа идет на сегодня плановая, проводятся заседания комитетов, определен график приема граждан депутатами, и на 15 апреля назначено очередное заседание горсовета с повесткой дня «Летний отдых детей».
Был озвучен и другой резон для продолжения полномочий горсовета второго созыва: в судах сейчас рассматриваются иски о признании прошедших 14 марта выборов в горсовет недействительными в некоторых округах, и, в случае удовлетворения хотя бы одного из них, Волгоград останется вовсе без горсовета, если к тому времени депутаты предыдущего созыва сложат свои полномочия. Образуется «вакуум» власти, который отрицательно отразится на жизни города. Ведь горсовет принимает бюджет, план социально-экономического развития города и другие важные документы, под его гарантии городу предоставляются кредиты.
Сергей Михайлов и Вадим Новиков подчеркнули также то обстоятельство, что, вопреки утверждениям некоторых СМИ о том, что горсовет второго созыва был послушным исполнителем воли возглавляемой Чеховым администрации, по важным вопросам депутаты, в своем большинстве, занимали независимую, принципиальную позицию. Например, по вопросу о приватизации муниципального имущества. За 4 года, начиная с 1999 года, горсовет из представленных мэрией списков 213 объектов, подлежащих приватизации, исключил 127. Удалось добиться также более выгодных условий продажи городского имущества.
Вадим Новиков напомнил о том, что депутаты добились повышения продажной цены гостиницы «Волгоград» в 5,5 раза, по сравнению с той, что первоначально была предложена мэрией, и в итоге, один квадратный метр гостиничной площади обошелся покупателю в сумму, равную тогдашней цене квадратного метра квартиры на улице Мира. Видимо, такой подход сыграл бы свою положительную роль и в нынешних условиях.
Каковы же шансы у горсовета второго созыва продлить свое существование? Сергей Михайлов назвал такой возможный вариант развития событий: вместо голосования «против всех кандидатов», волгоградцы могут просто не прийти на очередные выборы. При явке менее 20% избирателей они будут признаны несостоявшимися. Понятно, что шансы за «успех» такого варианта окажутся выше в том случае, если выборы в горсовет и губернатора пройдут раздельно: тогда интерес к ним со стороны избирателей снизится. Тем не менее, спикер подверг сомнению правомочность принятия горизбиркомом решения о проведении довыборов в горсовет одновременно с выборами губернатора: по его мнению, такое решение – прерогатива горсовета.
|