|
В «Электронном правительстве» документ не затеряется
Полное название проекта – комплексная информационная система «Электронное правительство Волгоградской области» (КИС ЭПВО). О сути начинания, о том, что оно даст, рассказал нашему корреспонденту председатель комитета информационных технологий и телекоммуникаций администрации Волгоградской области Андрей Паршин.
– Андрей Федорович, что будет собой представлять КИС ЭПВО?
– «Электронное правительство Волгоградской области» – название условное, используемое для того, чтобы сделать более понятным основное предназначение проекта – облегчить управление регионом и повысить его качество. КИС ЭПВО представляет собой комплекс информационных систем, состоящий из трех основных функциональных компонентов. Во-первых, это система межведомственного электронного документооборота для органов исполнительной власти Волгоградской области.
На дальнейшем этапе своего развития она будет объединена с аналогичными системами муниципального и федерального уровней. Второй компонент – региональная информационно-аналитическая система, предназначенная для сбора, обработки и хранения информации, в том числе статистической. Ее основная цель – более точные, качественные прогнозы социально-экономического развития региона, полученные методами математического моделирования. Предполагается участие в этом органов государственной статистики, с которыми мы проводим соответствующие переговоры и, надеюсь, придем к взаимоприемлемому результату.
– И, наконец, третий компонент…
– Третьей крупной «составляющей» будет интернет-портал органов государственной власти региона – единая точка «входа» в информационное пространство администрации Волгоградской области как для населения, так и для хозяйствующих субъектов и муниципальных органов исполнительной власти. Словом, для всех желающих. При этом на первоначальном этапе целью ставится максимальное информирование всех заинтересованных сторон о деятельности органов исполнительной власти, о том, что, где и как происходит. Это, в частности, облегчит работу СМИ. А на следующем этапе та же единая точка «входа» будет использоваться для получения бизнес-структурами и населением от государства таких услуг, как оформление документов, подготовка справок и т. д. Что станет реализацией принципа «одного окна», о котором сейчас много говорят.
– Но многое из того, о чем было сказано, в том или ином виде уже существует: это и официальный интернет-сайт администрации области, и различные ведомственные информационные системы…
– Действительно, за последние годы во многих ведомствах созданы свои информационные системы, которые ныне успешно действуют. В частности, они очень развиты в целом ряде областных структур: в комитете бюджетно-финансовой политики, управлениях социальной защиты населения, службе занятости, комитете экономики и др. Поскольку при создании КИС ЭПВО предполагается наиболее эффективное использование всех имеющихся ресурсов, немаловажным ее разделом станет интеграционная подсистема. Она предназначена для рациональной, с наименьшими затратами, но без потерь функциональных характеристик и качества, интеграции существующих электронных информационных ресурсов в общий контур. Делается это для того, чтобы данные одной системы могли быть использованы с наименьшими затратами и в других – там, где они нужны. Так, при создании «Электронного правительства» официальный интернет-сайт администрации области www.volganet.ru станет той базой, на которой будет построена третья подсистема КИС ЭПВО – информационный портал. Нужно также отметить, что еще в 2002-2004 годах в Волгоградской области была создана электронная система управления и передачи данных, которая ныне успешно функционирует, обеспечивая документооборот между всеми органами исполнительной власти региона. То есть принципиально ничего нового нет, и в этом плюс: в отличие от наших коллег в некоторых регионах нам не понадобятся затраты на создание информационно-транспортной инфраструктуры. Она уже существует в виде волоконно-оптической сети, связывающей все районы и города нашей области. Используя аналогию с железной дорогой, можно сказать, что пути сообщения у нас уже есть, теперь будем строить вокзалы и запускать поезда.
– А где гарантия того, что обращения гражданина на электронные адреса властных структур не останутся «гласом вопиющего в пустыне», как это порой случается с традиционными письменными обращениями?
– Принципиальное отличие создаваемой новой системы заключается в том, что она будет межведомственная. Сейчас гражданин направляет свое бумажное послание в конкретное ведомство, которое и несет ответственность за то, что это письмо не потеряют, а должным образом обработают. При этом не будем греха таить, случаются накладки. Тогда как в системе, предлагаемой нами к реализации, будет общая, единая для всего региона база данных, в которой каждое обращение с присвоенным ему номером будет храниться неопределенно долгое время. И по этому номеру, который будет сообщаться гражданину, его послание всегда можно будет найти. Более того, предполагается централизовать контрольные функции. И ныне успешно действует контрольное управление аппарата главы администрации области, однако, ввиду разобщенности и объемов бумажных архивов, ему не всегда легко отследить судьбу каждого конкретного документа. А с помощью электронных технологий, не вставая со своего рабочего места, его сотрудники смогут проверять работу на местах с обращениями граждан.
– Как происходила подготовка проекта КИС ЭПВО?
– Первым ее этапом явилась разработка технического задания для организаций, желавших принять участие в конкурсе на право подготовки проекта. При этом комитетом была проведена огромная работа по изучению как отечественного, так и зарубежного опыта создания подобных систем. Мы проехали очень много регионов, знакомились с достижениями наших коллег и по результатам этого исследования, применительно к ситуации нашего региона и нашим бюджетным возможностям составили техническое задание для конкурса. Он, по нашему мнению, был объективным. А называть организацию-победительницу, с которой мы уже начали работать, не хотелось бы: ведь это может выглядеть рекламой. Как всегда, прежде чем строить, нужно знать, что мы имеем на начало строительства. Для этого мы совместно обследовали состояние информатизации в органах исполнительной власти области. Проводились и анкетирования, и собеседования с руководителями ее структурных подразделений, и обобщение ответов на поступившие запросы.
– И каковы результаты?
– На начало сентября мы получили достаточно объективную картину: обеспеченность органов исполнительной власти самой современной вычислительной техникой находится на очень высоком уровне. Если еще несколько лет назад происходило пополнение техники, которой не хватало, то сейчас уже начался процесс планомерной замены устаревающей на новую. Также обследовали уровень компьютерной грамотности государственных служащих и работников структурных подразделений. В целом картина удовлетворительная, но выявлен ряд направлений, по которым стоит провести серьезное дополнительное обучение. Оно пройдет в конце этого года-начале будущего и даст всем специалистам возможность наиболее эффективно работать с «Электронным правительством» с самых первых моментов его внедрения. Мы выяснили также состояние ведомственных информационных систем. В целом ситуация тоже удовлетворительная, но неоднозначная: у кого-то лучше, у кого-то хуже. Дело в том, что где-то информатизацию начали раньше, а где-то – позже. Как раз одна из целей «Электронного правительства» состоит в устранении еще сохраняющегося «информационного неравенства» между различными ведомствами и органами исполнительной власти. Результаты обследования лягут в основу создаваемой системы электронного документооборота.
– В СМИ приводились суждения о том, что создание «Электронного правительства» обеспечит «большую открытость» и даже «прозрачность» деятельности властных структур. А разве информация в КИС ЭПВО не будет защищена от посторонних?
– Конечно же, поскольку речь идет о государственной информационной системе и законодательством установлены соответствующие требования, информация в ней будет защищенной и закрытой. Однако есть законодательные и нормативные акты, которые предписывают исполнительным органам отчитываться о своей деятельности перед населением и хозяйствующими субъектами. Для этого в рамках создаваемого нами «Электронного правительства» предусмотрено несколько механизмов. Наиболее понятные из них – электронные «приемные» губернатора и других высших должностных лиц администрации области. Это будут интернет-адреса, по которым любой гражданин или хозяйствующий субъект сможет обратиться с запросом или заявлением к должностному лицу. При этом он должен будет себя идентифицировать, привести свои анкетные данные. После чего в значительно сокращенные сроки по сравнению с нынешними бумажными технологиями его обращение будет зарегистрировано и попадет на стол руководителя. Что особенно важно, гражданин или хозяйствующий субъект на каждом этапе прохождения его запроса сможет отслеживать этот процесс, узнавая, у какого чиновника находится его обращение. Кроме того, документы, которые органы исполнительной власти обязаны предоставлять для общего сведения, будут обнародоваться через портал. Это, прежде всего, нормативно-правовые акты и ответы на стандартные запросы, с которыми обращаются многие.
– Когда КИС ЭПВО будет создана в нашем регионе?
– О проекте «Электронное правительство Волгоградской области», как о любом серьезном начинании в сфере информатики, нельзя сказать, что он будет полностью реализован такого-то числа такого-то месяца, после чего единственной заботой станет лишь обеспечение его исправного функционирования. Потому что с внедрением одной части проекта сразу же начнется ее доработка, внесение изменений. Поскольку добиться сразу идеальных результатов невозможно в любом виде деятельности, особенно в таком, как создание информационных систем. Конкретно, по срокам, планы у нас следующие: в 2008-2009 годах – обеспечить разработку и внедрение основных компонентов проекта и с 2010-го приступить к его сопровождению, выявляя и устраняя «узкие» места и решая новые, дополнительные задачи.
– И наша региональная КИС ЭПВО станет частью федеральной системы, которую намечается создать, если я не ошибаюсь, к 2010 году?
– Вы не ошибаетесь, и я тоже надеюсь на это. Но на сегодняшний день ясности по этому вопросу на уровне федерации нет. Существует несколько вариантов того, как могла бы выглядеть эта система, но к единым стандартам и требованиям для региональных систем федеральный центр до сих пор не пришел. Этими вопросами занимаются совет генеральных конструкторов по информатизации при федеральном Агентстве информационных технологий и связи, совет по региональной информатизации министерства информационных технологий и связи, в который вошли представители всех регионов. А также еще несколько негосударственных структур, например, созданный в этой году Центр компетенций по электронному правительству – некая некоммерческая организация с участием бизнес-структур и государственных органов, причастных к сфере IT.
Но единая точка зрения на федеральном уровне до сих пор не выработана, поэтому регионам приходится ориентироваться на опыт друг друга. Лично я считаю, что это, может быть, и к лучшему: регионам остается больше свободы для выбора. В итоге мы все придем к результатам, наиболее оптимальным для каждого из них. Ведь то, что могут себе позволить Москва и Питер, за пределами возможностей Астрахани и Волгограда.
Надеюсь, здравый смысл победит, и федеральный центр потребует от регионов лишь предоставления данных в установленном формате.
– Как Волгоградская область выглядит на фоне других регионов?
– В некоторых регионах, которые начали чуть раньше, чем мы, отдельные элементы этой системы реализованы и достаточно успешно функционируют. Но хочу подчеркнуть важный момент: несмотря на громкие заявления, которые звучат кое-где, «Электронное правительство» на все 100% или близко к этому не реализовано ни в одном из российских регионов. Впереди, конечно, обе столицы. В Москве создана система управления объектами недвижимости, в Санкт-Петербурге – информационно-аналитическая. А в Татарстане успешно реализована система электронного документооборота, включая электронные «приемные». Мы же, хотя реализацией проекта «Электронного правительства» занялись недавно – в конце прошлого года, – по уровню информатизации в целом (наличию техники, инфраструктуры для передачи данных, эскизного проекта) находимся где-то в середине третьего десятка российских регионов.
– Все ли так безоблачно в деле реализации проекта «Электронного правительства»?
– Очень многие, в том числе и некоторые наши коллеги в администрации области, настроены весьма скептически. Но, что самое главное, первые руководители – губернатор и вице-губернаторы – понимают важность и нужность этого проекта именно сейчас, потому что завтра будет поздно. И оказывают нам большую поддержку. Мы открыты для диалога со всеми, кто может высказать какие-то полезные суждения, касающиеся КИС ЭПВО. А всем остальным я могу сказать: судите нас по результатам. Они будут видны скоро, поскольку уже с января 2008 года начнется финансирование проекта и его активная реализация. В соответствии с бюджетом области на 2008-2010 годы на проект выделяется 180 млн. руб., в том числе в 2008 году – 90 млн. руб., в 2009-м – 54 млн. и в 2010 году – 36 млн.
Хотелось бы в этой связи подчеркнуть роль коллектива нашего комитета. Необходимо понимание того, что имеет место отнюдь не «аутсорсинг» в чистом виде: то есть мы не покупаем на бюджетные средства готовый проект, а много технической и аналитической работы делаем сами, располагая крепкой командой профессионалов.
– Вы участвовали в международной конференции «Электронное правительство регионов – взгляд в будущее», которая прошла в Брюсселе в июне этого года. Каковы ее результаты?
– Во многих странах и, прежде всего, европейских уже внедрены некоторые элементы электронного правительства на муниципальном, региональном, а кое-где и на национальном уровнях. В столице Бельгии у нас была возможность ознакомиться с тем, как эта система функционирует, и обменяться мнениями с коллегами. Это было очень полезно. Как выяснилось на конференции, основный упор в Европе делают на оказании населению различных услуг с помощью электронных технологий. Кроме того, в последние годы большую популярность там приобретает проект «Социальная карта гражданина».
Беседовал Олег МАМОНТОВ
|
|