Олег Алексеев: импровизация не допустима, если она не допустима в постановке
Он заслуженный артист РФ, ведущий актер волгоградского театра «НЭТ», играет главные роли сразу в нескольких популярных спектаклях. Можно было бы сказать, что «звезда», но Алексеев иронично относится к такому определению. Без пафоса. Хотя, одно качество, определяющее его принадлежность к звездному статусу, у него точно есть – уйма поклонниц. Правда, по словам артиста, он уже давно переболел эйфорией вокруг своей персоны и предпочитает просто заниматься любимым делом. Кроме работы в родном театре, он ставит спектакль в своем - «Старая шляпа». И это будет лирическая комедия. Еще Олег выпустил диск с песнями. А о премьерах в «НЭТе» молчит – до нового сезона это тайна. - Олег, театр, в котором Вы работаете, сегодня популярен так же, как и 10 лет назад. В чем секрет успеха? - Прежде всего, это хороший театр, хороший коллектив. Мы завоевали свою публику, хотя поначалу, я вам скажу, это было тяжеловато. Но, стараемся, стараемся… Потому и такой результат. - В «НЭТе» свой и непременно новый взгляд на все произведения, будь-то современные авторы или классики. И все же: есть ли на Ваш взгляд произведения, к которым не применим авангардный подход? - Время меняется, люди меняются, и прочтение любой пьесы должно соответствовать нашей сегодняшней жизни. А что касается современных форм прочтения… Например, следовать тексту автора – это классическое прочтение. Один из вариантов переработки материала - это когда изменяют текст. Но с одним автором это возможно, а с таким, например, как Лермонтов это недопустимо. - Когда Вы учились в театральном вузе, наверняка, мечтали об определенных ролях или спектаклях… - Моя жизнь и в театре Нижнего Новгорода, и здесь в Волгограде складывалась так удачно, что все мечты сбывались. Актера, который приход в театр, сразу же используют по направлению – по фактуре. - Смею предположить, исходя из Ваших данных, Вы были определены в категорию «героев-любовников»? - Да. В Горьком не было долгих раздумий – если человек по внешним данным подходит на роль Ромео или героя-любовника, ему ее и предлагают. Мечтать можно о многом, кто-то, например, о роли Гамлета или Отелло. Но если ты не подходишь по данным, ты не подходишь, мечтать можно всю жизнь. Нужно реально смотреть на вещи, не размышлять о пустом (Улыбается). - А ведь бывает так, что актер получает ту роль или то признание, о котором мечтал, поздно, или не вовремя. У Вас все было вовремя? - Вовремя. Это везение. Конечно, можно прийти в театр, где много профессиональный актеров с большим стажем работы, к ним привыкла публика, а ты можешь оказаться в ситуации ожидания. При этом ты можешь обладать теми же данными, быть даже моложе актера, который играет в театре, но… Тогда только случай. Например, срочный ввод, когда кто-то заболел. На этом, кстати, многие актеры и делают себе «выход» на большую сцену. Вот такая актерская судьба, и тут уже ничего не попишешь. От самого артиста в этом случае мало что зависит. - Кстати, что посоветует молодым артистам, только пришедшим в театр? - Надо просто умно подходить к жизни. Любой театральный коллектив – это сложнейшая структура. Нужно быть сдержанным и где-то даже «себе на уме», потому что иногда резкие проявления характера могут сыграть не в вашу пользу. Не скажу, что надо приспосабливаться – боже упаси, этого делать нельзя. Нужно просто видеть ситуацию изнутри. Где-то подождать, потерпеть, привыкнуть и добиваться своего будущего в театре. Но очень грамотно и тактично. - Одна из Ваших популярных и любимых публикой ролей – Арбенин в «Маскараде». Вы играете в этом спектакле уже несколько лет. Позволяете себе привносить что-то новое с каждым выходом на сцену, или же для Вас первая версия спектакля, как прописная истина? - Есть определенные позиции, есть постановка. Даже через десять лет ты должен исполнять те же действия, те же мизансцены, и соответствовать тем же твоим ощущениям, которые заложены режиссером в постановке. Если по ходу спектакля ты начинаешь внутри себя что-то изобретать (тебе стало скучно), это уже бред. Понятно, что это не механическое исполнение, это не завод, но нужно соответствовать определенным рамкам, ты не можешь метаться из стороны в сторону и каждый раз быть разным. Импровизация не допустима, если она не допустима в постановке. Это уже самодеятельность. Бывает актерское «хулиганство», но в таких вещах, как «Маскарад» это недопустимо однозначно. - Какой из «Маскарадов» особенно дорог? - Они все шикарные, я их все помню, со всеми партнершами. Мы «Маскарад» бережем и охраняем. - А теперь немного о личном… 2008 год назван «Годом семьи». Вы считаете себя настоящим семьянином? - Да, конечно! Моя жена работает со мной в театре. - Непросто – два артиста не только в семье, но и в театре рядом… - Нет, очевидно, это кого-то касаемо, я даже знаю такие пары, но нас бог миловал. - Общение со столичными артистами резко отличается от общения с провинциальными – последние ведут себя уважительно, первые – отличаются признаками «звездной болезни». Особенно новое поколение. Что, по-вашему, влияет на такое их поведение? - В первую очередь их балует публика, которая ими вечно восхищается. Во-вторых, отсутствие мозгов у артистов. Это просто неграмотно с их стороны, ведь самое страшное с ними может произойти позже, когда прекратятся все эти воздыхания. Тогда будет жутко. С возрастом у многих проходит, у многих нет. - У Вас был риск заболеть «звездной болезнью»? Все-таки амплуа героя-любовника обязывает… - Не, меня бог миловал. В Нижнем я попал в очень хороший коллектив, там была масса профессионалов и передо мной были примеры, как себя вести. Сюда я уже приехал с организованной психикой. /Наталья КЛОКОВА, газета «Эфир»/
|