Фактор Нерождаемости
Что происходит с демографией Волгоградской области?
К сожалению, статистические данные последних лет свидетельствуют о неуклонном сокращении абсолютной численности ее жителей. За последние 60 лет подобное снижение наблюдалось только в годы Второй мировой войны. Ещё в 1950 г. на территории области проживало примерно на 400 тыс. человек меньше, чем в 1941 г. Но эти военные потери населения были вполне понятны и закономерны. Все последующее время численность населения стабильно возрастала вплоть до 1996 г., в течение которого произошло первое уменьшение жителей на 300 человек. В 1997 г. население области стало меньше уже на 2600 человек, а в 2000 г. область «потеряла» максимальное число – 19268 чел. На начало 2003 г. общая численность населения Волгоградской области составила всего 2615,9 тыс чел., тогда как еще совсем недавно нас было около 2,8 млн.
Пока ситуация не является критической, но, тем не менее, падение численности населения всегда вызывает серьезную озабоченность. Это и нехватка рабочих кадров, особенно в низкооплачиваемых малопрестижных отраслях экономики, и запустение отдаленных сельских районов, и деградация некоторых видов производства, и диспропорции в возрастном и половом составе населения и многое другое.
Изменение численности населения зависит, прежде всего, от его естественного прироста. Этот показатель подсчитать очень просто: найти разность между родившимися и умершими на какой-либо территории на 1000 жителей в год. То есть, естественный прирост – это соотношение рождаемости и смертности. В Волгоградской области в 1992 г. смертность впервые превысила рождаемость, и с тех пор термин «прирост» применительно к показателям населения можно из нашего лексикона убрать, так как наблюдается лишь естественный прирост со знаком «минус», т.е. естественная убыль или депопуляция населения.
На 50% показатели роста населения зависят от важнейшего составляющего компонента воспроизводства населения – рождаемости. В Волгоградской области, начиная с наиболее благополучного за последние семнадцать лет 1986 г., когда общий коэффициент рождаемости достигал значения 16,2 чел. на 1000 жит., он неуклонно снижался, достигнув в 1997 минимального значения 8,2, и стабилизировался на уровне 8,4 чел. на 1000 жит. вплоть до 2001 г.
О катастрофичности данной ситуации говорит тот факт, что это был один из самых низких показателей в мире вообще. Из 235 государств планеты меньшие значения имели только два: Латвия – 7,8 чел. на 1000 жит. в год и Болгария – 8,1 чел. на 1000 жит. в год. Ситуация с рождаемостью в области была даже хуже, чем общероссийская, где общий коэффициент рождаемости все же достигал 9 чел. на 1000 жит. в год.
Чтобы лучше понять эти сухие цифры, приведем еще ряд таких же. В то время коэффициент фертильности, то есть число детей, рожденных одной женщиной в течение жизни, составлял всего 1,186, тогда как даже для простого замещения мамы и папы этот показатель должен быть не менее 2,15. Получается, что мама восполняла только себя. Коэффициент фертильности в это время снизился до минимальной отметки за весь исторически обозримый период существования области (для сравнения – еще в 1986 он был 2,2). Причем у городского населения он был значительно ниже – 1,095, у сельского, как всегда, повыше – 1,469. В целом, такая же проблемная ситуация была и по всей России, значение коэффициента фертильности в Волгоградской области вполне сопоставимо с общероссийским – 1,25.
Интересны помесячные данные по рождению детей в Волгоградской области. Больше всего детей в нашей области практически каждый год рождается в августе. А вот в сентябре-октябре на свет появляется, как правило, меньше всего младенцев. И это вполне объяснимо: дети, рожденные в сентябре, зачаты в декабре-январе, в зимние месяцы, когда, по мнению ученых-сексологов, сексуальная активность невысока, соответственно физиологическая вероятность зачатий низка. А августовские младенцы зачаты в октябре-ноябре вскоре после свадеб, самое большое число которых традиционно почти каждый год приходится на сентябрь. В среднем в последние годы 20 века ежемесячно рождалось в области около 1800 детей.
Причин падения рождаемости в области много, но, анализируя, вполне правомерно их разделить на две группы. Первая – это факторы, являющиеся общими для территорий с переходной экономикой, к которым относилась, да и относится Волгоградская область, и порожденные сложностями экономического развития:
Разразившийся в конце 80-х – 90-х годах 20 века экономический кризис привел к закрытию многих промышленных предприятий, на которых работало большинство граждан нашей индустриальной области; привел к развалу сельского хозяйства и оставил без средств существования сельское население области. Резкое снижение благосостояния населения привело к отсутствию финансовых возможностей и к нежеланию иметь более 1-2-х детей в семьях. Из-за финансовых проблем зачастую вообще откладывается рождение ребенка.
Широкое вовлечение женщин в общественное производство, связанное опять же с резко ухудшившимся благосостоянием семьи, а у работающей женщины количество детей, как правило, меньше. В Волгоградской области, по результатам статистических опросов, около 25% женщин хотели бы оставить работу и посвятить себя воспитанию детей, но низкий материальный достаток в семье не позволяет им этого сделать.
Нестабильность социально-политической обстановки в стране: наличие зон военных конфликтов, «горячих точек», сложная криминогенная обстановка. Все это порождает неуверенность в завтрашнем дне и не способствует деторождению.
Фактически отсутствие целенаправленной демографической политики государства, ориентированной на увеличение рождаемости. Тот минимум, который выделяется семьям в виде пособия на ребенка, никак не является стимулом к увеличению числа детей.
Все эти факторы были наложены еще и на естественное ухудшение демографической обстановки в стране, связанное с тем, что в 90-х годах в детородный возраст вступили внуки или «третья волна» детей II мировой войны, число которых было невелико из-за огромных людских потерь военного времени.
Вторая группа причин связана с общемировыми тенденциями и характерна для экономически развитых территорий, к которым все же правомерно относить и Волгоградскую область:
Изменение возрастной структуры населения области, которое характеризуется уменьшением доли лиц молодого детородного возраста (прямо связано с малым числом рождений). Это явление демографы называют «старением снизу». И, наоборот, увеличением в населении доли лиц старшего «непроизводящего» возраста, то есть «старение сверху».
Распространение городского образа жизни, рост уровня урбанизации. Волгоградская область относится к высокоурбанизированным территориям, в городах у нас проживает 74,3% населения, а в городах показатели рождаемости традиционно ниже.
Имеющий место «кризис семьи», проявляющийся, прежде всего, в уменьшении браков и росте разводов. В Волгоградской области число зарегистрированных браков на 1000 человек населения сократилось с 9,2 в 1900 г. до 5,8 в 1998 г., затем несколько увеличилось до 6,3 в 2000 г. Расхождения по этому показателю в области довольно значительные – от 4,2 в Светлоярском районе (один из самых экологически проблемных районов области) до 8 браков в Городищенском районе. Высокая доля браков в последнем связана, вероятнее всего, именно с его пригородным положением – близостью к областному центру.
Уменьшение числа браков в целом в области связано также с ростом количества пожилых людей и тех, кто не желает вступать в брак вообще или отодвигает это событие на более позднее время.
Еще одной причиной уменьшения доли браков является невозможность найти желаемого потенциального супруга. Этот фактор, плюс изменившееся в обществе отношение к одиноким матерям с детьми приводят к увеличению в Волгоградской области числа матерей-одиночек. Показатель рождаемости среди этой группы населения невысок – чаще всего матери-одиночки имеют по одному ребенку. Тем не менее, по данным статистики, в Волгограде в последнее время отмечается повышение рождаемости в неполных семьях – у одиноких матерей. По данным городского комитета по делам семьи, в 2001 г. только в Волгограде было более 8000 матерей-одиночек. У женщин, не состоящих в браке, родилось по Волгоградской области 5477 младенцев, что составляло 24,5% от всех родившихся. Новое явление в демографической картине области – рост с каждым годом числа отцов-одиночек.
Мода на малодетные семьи. Основными типами семей в Волгоградской области являются семьи из двух (как правило, муж и жена или мать и ребенок) или из 3 человек (муж, жена и ребенок). По данным городского комитета по делам семьи, в 2001 г. в областном центре Волгограде насчитывалось 319428 семей, из них лишь 3040 или менее 1% – многодетные, в которых имелось 3 ребенка. Косвенно уменьшению числа детей в семье способствует и развитие здравоохранения. Есть шансы, что единственный ребенок выживет и будет опорой родителям в старости. Все меньше думают о «запасных» детях.
Появилась возможность планирования семьи – в последние годы все большую популярность приобретают и становятся все более доступными средства контрацепции.
Кроме того, растет грамотность и образованность населения области, а это приводит к появлению у женщин приоритетов, идущих вразрез с рождением и воспитанием детей – желание путешествовать, посещать увеселительно-развлекательные мероприятия и т. д.
Все вышеперечисленные факторы привели к поистине катастрофическому снижению показателя рождаемости на территории Волгоградской области в конце 20 века, и наиболее пессимистично настроенные обозреватели заговорили чуть ли не о грядущей нулевой рождаемости в регионе. К счастью, жизнь такие мрачные (да и явно малореальные) прогнозы опровергла. Уже в 2001 г. показатель рождаемости несколько повысился, а в 2002 г. продемонстрировал четкую тенденцию к росту (9,4 чел. на 1000 жит.). Многие, теперь уже оптимистично настроенные обозреватели, впали в другую крайность, объясняя увеличивающееся число рождений детей в области и улучшением экономической ситуации, и ростом благосостояния жителей, и появившейся уверенностью в завтрашнем дне, и прочими приятными и желательными для всех факторами. Они, разумеется, имеют место, и это очень радует. Но нельзя забывать и о других, менее приятных и перспективных. Как например, эффект привыкания – люди приспособились жить в данной экономической ситуации и считают все ее аспекты вполне закономерными; эффект отложенного спроса – неудовлетворенное желание иметь детей, рождение которых долго откладывалось, наконец, в несколько улучшившихся экономико-политических условиях, стало реализовываться.
Правда, за ростом показателя рождаемости стоят не только эти достаточно субъективные факторы, а то, что не лежит так уж «на поверхности». В детородный возраст ныне вступило поколение, деды которых родились в период послевоенного «беби-бума» или, как говорят, послевоенного компенсационного увеличения рождаемости. Когда по общественно-биологическим законам, восполняя потери военного времени, всегда наблюдается увеличение числа рождений. Именно внуки этого многочисленного поколения и дали некоторый скачок рождаемости в настоящее время. Поэтому в перспективе, когда пройдет эта демографическая волна, не вернется ли показатель рождаемости в нашем регионе к тем же плачевным цифрам?
|