|
Собеседник – Михаил Романовский, директор муниципального музыкального театра
До конечной точки, города Хошимина, негласно признаваемого второй столицей свободолюбивого Вьетнама, добираться почти сутки даже на сверхскоростных лайнерах. Посадка в Ташкенте, затем в пакистанском Карачи, пересадка в Ханое и конечная цель путешествия в Юго-Восточную Азию. В Пакистане не следует делать резких движений, возмущаться недружелюбием военных. Повышенная боевая готовность – перманентное состояние этой страны.
В ханойском аэропорту постарайтесь не затеряться в людском круговороте. Все напоминает гигантскую неуправляемую никем барахолку: отовсюду сгружается алюминиевая посуда, бытовая техника, игрушки. Шум-гам такой, что соседа не слышно, не то что объявления об авиарейсах. Наконец, сохранив в целости багаж и не потерявшись сами, улетаем в Хошимин.
<br>
<h2 class=h>САЙГОН – ЭТО ВАМ НЕ МОСКВА</h2>
Когда подлетаешь к Волгограду, то видишь под собой блеклое белое пятно огней. Москва разукрашена поярче, столица сверхдержавы все же. Но все вместе взятое меркнет перед бывшим Сайгоном, ныне Хошимином. Просто праздничный фейерверк рекламных огней! Все-таки сказывается многолетнее военное американское присутствие в этом регионе Вьетнама. За месяц до этого, когда утрясались все мелочи по предстоящим гастролям, нам показывали отель, в котором предстояло жить. Здание в строительных лесах, монтажных и отделочных работ столько, что закрадывалась паника: а не сорвутся ли выступления. Не верил в благополучный исход. А зря. Упорству и трудолюбию аборигенов можно только позавидовать. Ровно через месяц сверхсовременный, со всеми мыслимыми и немыслимыми наворотами отель принял первых посетителей, то есть нас, волгоградцев.
<br>
<h2 class=h>ГЕРОЕМ ВО ВЬЕТНАМЕ МОЖЕТ СТАТЬ ЛЮБОЙ</h2>
Нас, единственных постояльцев, с первого дня пребывания окружили повышенным вниманием. И дело вовсе не в генетической любви ко всему русскому, постсоветскому. Сайгон, повторю, никогда не был под долгим влиянием тамошних строителей коммунизма, им ближе по духу западные культурные и материальные ценности. Здешние жители прекрасно понимают английскую речь, из-за чего мы вынуждены были переверстать всю программу и подлаживаться под публику. Тексты писали в русской транскрипции, заучивая фразы и произнося их как можно с меньшим акцентом. Удивительно, но нас понимали не только вьетнамцы, но и западные туристы и журналисты. Помню, подходили телевизионщики и о чем-то бойко спрашивали. А мы, вне программы, могли только еще раз напомнить, кого и как «ю нэйм» и старались энергично трясти головой и жестикулировать. Впрочем, о собственном «подвиге».
Во Вьетнаме часто идут проливные дожди, сказывается близость тропиков. На крыше отеля размещался огромный резервуар с питьевой водой. Так вот, в одну из ночей он, вероятно, переполнился из-за осадков, и потолок моего номера стал протекать. Пока чуть капало, ничего, мы люди привычные, и не такое видели. А потом полило по-серьезному. Вышел в коридор, растолкал спящего портье и, как мог, объяснил случившееся. Вскоре понабежала целая армия сантехников, монтеров и прочих спасателей. Через пару дней меня пригласили в мэрию, где в торжественной обстановке вручили диковинный орден и диплом, позволяющий не только считаться «почетным жителем Хошимина», но и претендовать на бесплатную квартиру. На банкете много смеялись с друзьями, хотя старались не обидеть учтивость высоких чиновников. Так что теперь Вьетнам для меня не чужбина. Жаль, потерялся орден при переездах, а то бы показал всем. Надеюсь, экземпляр «Новых деловых вестей» не скоро попадется на глаза мэру Хошимина, и потому меня не накажут за иронию.
Во Вьетнаме есть, что поесть. Восточная кухня уникальна сама по себе. Сам я очень люблю готовить и всегда стараюсь разобрать по составным ингредиентам любое блюдо. Так вот, из Хошимина привез просто обалденный рецепт. Надо через мясорубку пропустить и смешать говядину, морскую рыбу и филе птицы, фарш завернуть в блинчики из рисового теста, залить все это соусом на лимонном соке, добавить еще чего-то (сам до сих пор не знаю) и тушить на медленном огне. Да, жгучий перец не жалейте.
Понравился суп из кальмаров, такой плотный, тягучий. Заказывал в большом количестве всяких печеных таракашек и букашек, змей. Именно во Вьетнаме полюбились блюда из лягушек. Позднее, в Париже, убедился во мнении: французы бессовестно содрали рецепт у азиатов.
Кстати, мои коллеги не разделяли пристрастий руководителя, буквально на четвертый день взбунтовались, требуя жареного мяса и картошки с хлебом. Иначе, мол, сам будешь носить инструменты.
<br>
<h2 class=h>РИСОВАЯ ВОДКА – УЛЕТ ГОЛОВЫ</h2>
В прозападном Хошимине из прохладительных напитков в спросе те же «Фанта», «Кола», «Севен Ап». Но только тут можно насладиться натуральными соками, а не суррогатами, ввозимыми в Россию из Европы. Да и стоит бутылочка бананового сока немало. Алкогольная тема отдельно. Мне есть, с чем сравнивать, пробовал разные коньяки, вина, даже самогон. Так вот, вьетнамская рисовая водка (не путать с японским сакэ) – это высший пилотаж, вернее, улет головы в первые же минуты. И что немаловажно, на утро никаких угрызений совести и сожаления. Со спиртным никаких проблем. Приспичило ночью – выходи на улицу и направляйся к огоньку свечи, там обязательно разживешься стаканчиком рисовой чистой.
<br>
<h2 class=h>«МАЛАЯ АРНАУТСКАЯ» ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ</h2>
Вся Юго-Восточная Азия сегодня стремительно развивается, и Вьетнам в этом плане – не исключение. В магазинах и лавочках Хошимина можно найти любой товар из любой страны. Но не советую сразу отправляться в бутики и оставлять там большие деньги. В городе есть своя «Малая Арнаутская», где шьют и изготавливают товары, ни в чем не уступающие фирменным, но цены при этом в несколько раз ниже. Помню, как сравнивали одежду, прощупывали каждый шов, строчку и ни в чем не находили различий.
Покупайте смело все, что угодно, кроме обуви. Не верьте зазывалам, восхваляющим свой товар, на пятый день от кожаных ботинок – один хлам.
Без тени сомнений берите на память уникальный речной жемчуг, настоящий, не выращенный. Вас удивят низкие цены на местные рубины и изумруды, здесь же оформят право на вывоз ценностей.
<br>
<h2 class=h>К ХОШИМИНУ ЗАБЫТА ДОРОГА</h2>
В бывшем Сайгоне угораздило родиться вьетнамскому «Ленину» – Хо Ши Мину. Здесь же находится его усыпальница с забальзамированным телом. Мы посетили мемориальный комплекс в одиночестве, поскольку простые горожане им не интересуются. Целыми экскурсиями вождя посещают только северяне. На юге почти ничего не напоминает о великой цели Учителя – построении светлого будущего. Как нет и призывов предать тело земле. Такой бы веротерпимости да нам научиться. К России нет отношения, как к «старшему брату», Вьетнам давно самодостаточен, способен прокормиться и даже торговать с другими. Вам стоит его посетить. Сюда неблизкий путь, но зато только здесь наличие 50-100 долларов в кармане позволяет чувствовать себя властелином мира.
|
|