Как реализовать в регионе национальный проект поддержки АПК?
В целом на эти цели из федерального бюджета в 2006 году должно быть выделено 30,9 млрд. рублей.
Об этом напомнил журналистам на брифинге первый заместитель главы администрации Волгоградской области Павел Чумаков.
Он информировал представителей СМИ о том, что делается в области в рамках этого национального проекта.
Создана и работает по сетевому графику специальная комиссия, формируется список возможных участников реализации программы. Уже подготовлены и переданы в Москву, в Министерство сельского хозяйства семь проектов по созданию на территории области животноводческих и птицеводческих комплексов.
Только по этим проектам потребность в бюджетных ресурсах составляет 4,2 млрд. рублей. По условию, область может рассчитывать на получение только 95% этой суммы, а 5% должна внести из своего бюджета. Хотя, конечно, получение и 95% весьма проблематично.
Если выделяемые в 2006 году федерацией на нужды сельского хозяйства 30,9 млрд. рублей «размазать тонким слоем» между всеми ее субъектами, в среднем на долю каждого придется около 300 млн. Но не надо забывать, что бюджетные деньги пойдут, главным образом, на частичную компенсацию процентных ставок по кредитам (в размере 2/3 ставки рефинансирования). А это значит, что общие, привлекаемые на реализацию проектов средства, будут, по крайней мере, раз в 10 больше выделяемой суммы.
Часть бюджетных денег должна поступать хозяйствам, реализующим проекты, через Россельхозбанк, а часть пойдет через Росагролизинг, что должно обеспечить рост объема операций по лизингу техники и племенного скота.
Представленные областью проекты будут участвовать в конкурсе, проводимом Минсельхозом. По всем по ним имеются «выверенные» экономические показатели, но, очевидно, как всегда, больше получат те регионы, которые умеют «лучше просить». Или, в лучшем случае, деньги будут распределены более-менее равномерно между основными производителями сельскохозяйственной продукции.
В числе самых интересных и эффективных областных проектов Павел Чумаков назвал проект создания свиноводческого комплекса на 100 тысяч голов в Даниловском районе (инициатор проекта – «Випойл-Агро»), молочного комплекса на 1000 голов крупного рогатого скота в Жирновском районе, фермы на 6000 голов скота в с. Червленом Светлоярского района.
От проблем, связанных с реализацией приоритетного национального проекта, первый вице-губернатор перешел к реорганизации системы управления областным АПК и оценке эффективности его поддержки за счет областного бюджета. Последняя тема была явно навеяна недавними событиями в облдуме, где депутаты, обсуждавшие проект бюджета региона на 2006 год, попытались на 100 млн рублей сократить средства, выделяемые на развитие животноводства. И на такую же сумму – объем ассигнований на поддержку личных подсобных хозяйств.
Областная администрация активно помогает владельцам личных подсобных хозяйств с 2003 года. Такая помощь вполне оправдана, поскольку они дают сегодня львиную долю молока в области. Если в 2001 году эти хозяйства сдали на переработку 22 тысячи т молока, то в 2003 ими было сдано уже 33,7 тысячи т, в 2004 – 48,4 тысячи т, а в 2005 будет не менее 50 тысяч т.
Аналогичная ситуация и с мясом. В 2001 году личные подсобные хозяйства сдали 2 тысячи т, в 2004 и 2005 - по 12,4 тысячи. Выход продукции сельского хозяйства удалось увеличить и благодаря тому, что администрация области помогла создать 47 сельскохозяйственных кооперативов. Это в значительной мере способствовало решению проблемы занятости сельского населения.
По данным Павла Чумакова, в 2004 году на поддержку АПК из областного бюджета было потрачено 118 млн рублей. Как следствие, производство молока увеличилось, и загрузка производственных мощностей молокозаводов области возросла с 18 до 48%. Производители молочной продукции заплатили дополнительно налогов во все уровни бюджетов 134 млн рублей, что свидетельствует о прямой экономической целесообразности поддержки отрасли за счет бюджетных средств.
Вопрос о реорганизации органов управления областным АПК возник также в связи с попытками депутатов сократить расходы бюджета. Новый «131-й» закон о местном самоуправлении не предусматривает выделения средств на содержание органов управления АПК на уровне отдельных районов. Формально это означает ликвидацию всех существующих подобных органов в новом году.
Руководство области считает это недопустимым и планирует сохранить их (в несколько усеченном виде) в штате областного управления сельского хозяйства. Чтобы не раздувать общие затраты, решено при этом сократить численность работников этого органа. По словам Павла Чумакова, сегодня в этом управлении работает 569 человек (в том числе 401 госслужащий). После реорганизации останется 472 человека (вместе с работниками районных управлений), то есть на 18% меньше.
В районах будут работать 118 ответработников, содержать которых за счет бюджета, по мнению Павла Чумакова, совершенно необходимо. Этого требует сложная ситуация в сельском хозяйстве области и его нынешний многоукладный характер.
Впрочем, спор о «лишних» работниках в районных управлениях может скоро прекратиться. 24 декабря Госдума должна рассмотреть поправки к закону о местном самоуправлении, где предусмотрено финансирование всех реальных полномочий на местах, включая и управление сельским хозяйством.
|