|
«немецкие Письма» Питерского Тюза Потрясли Волгоградцев
Потрясает сама тема – в городе, до основания сожженном фашистами, рассказывается о душевном состоянии попавших в окружение и ожидающих смерти немецких солдат… По словам актеров, когда они показывали спектакль в Штутгарте, Бонне, Берлине, немцы плакали. Хотя на тему войны в Германии негласно наложено табу, и говорить о ней бюргеры не любят. В каждом немецком городе, где выступали петербуржцы, зрители задавали режиссеру театра Ивану Латышеву вопрос, как спектакль воспринимается русскими. Актеры же, давшие три спектакля в Волгограде, отметили в беседе с журналистом то, что волгоградские зрители показались им более жесткими, чем питерские и даже немецкие. Действительно, ветераны, их дети и внуки, слышавшие из их уст военные рассказы, воспринимали сценическое действо без внешних эмоций. И хотя аплодировали в его конце стоя, но довольно сдержанно. Словно происходила в их душах сложная работа. Сидящий рядом со мной ветеран проронил: “Ну, вот пришло время и нам посмотреть на другую сторону”. В начале спектакля он все пытался выяснить у своей спутницы, не немцы ли это пожаловали в наш город, настолько питерские актеры смогли перевоплотиться!.. При полном отсутствии декораций (их заменяли хаотично разбросанные по сцене письма немецких офицеров и солдат) они захватывали зрителя своей блестящей игрой. Верно замечено, что для истинного искусства, апеллирующего к чувствам, яркий антураж не так уж и важен.
На сцене читаются письма, написанные немцами из окружения женам, матерям, близким. И тема-то, надо сказать, весьма неблагодатная – еще чего, жалеть фашистов! Но странно, актеры задевают такую струну души человеческой, как сострадание. К себе подобным, сотворенным богом существам, живущим обычными чувствами к любимым женщинам, к детям, к жизни вообще. И размышляющим перед ликом Вечности, то бишь смерти, о боге, несбывшихся мечтах – таких земных и мирных: как построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка…
Очень ярко выписаны характеры персонажей. Среди читающих письма – и так и не раскаявшийся в содеянном, и плачущий над убитым русским танкистом, и пацифист по своей сути, и гордо несущий воинскую честь… Да режиссер и не пытается обелить фашистов. Но глубина раздумий и сам слог писем, которые писались наспех, выдают нацию высоко образованную, воспитанную на Бетховене, Бахе, Гете.
Письма документальные – они действительно писались нашими противниками из сталинградского окружения. Затем были изданы в Германии книгой, которая тут же была запрещена, как вредная для немецкого народа. И только в 1990 году были напечатаны в русском журнале “Звезда”, где на них случайно и наткнулся режиссер Иван Латышев в 1995, листая подшивки старых толстых журналов. Пять лет он размышлял над письмами, понимая, что по этому материалу легче сделать передачу на телевидении или радио, чем поставить спектакль. Но последний все-таки состоялся в 2001 году при содействии генерального консульства Германии и немецкого культурного центра имени Гете. Правда, помощь сопровождалась просьбой: не играть спектакль 9 мая…
В разговоре со мной питерский режиссер Иван Латышев так и сказал, что он был далек от политики, когда ставил спектакль. Он просто хотел показать драму человеческой души, вовлеченной в бессмысленную бойню. И донести это до стороны, развязавшей ее, и до тех, кто выстоял в ней. Что ему прекрасно удалось! Кстати сказать, и режиссер волгоградского ТЮЗа Алексей Серов тоже пытался переосмыслить Великую Отечественную в нашумевшем спектакле “Потомок”. Благодаря личной дружбе двух режиссеров волжане и увидели (и увидят еще не раз) “Рождество 1942, или Письма о Волге”. Как рассказали мне в приватной беседе Серов и Латышев, они глубоко уважают друг друга, оба знают и ценят немецкую культуру и литературу. И считают, что спектакль именно в нашем городе-герое должны увидеть многие. И, как заверил Серов, дебют театра юного зрителя имени Брянцева, с артистами коего Алексей Эдуардович учился в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, – это лишь первая ласточка программы “ТЮЗ приглашает друзей”. Ее поддержало управление культуры администрации области, которое частично оплатило гонорары питерским артистам. Посещение Мамаева кургана, панорамы, немецких поселений в Сарепте, как сказал режиссер Латышев, благотворно повлияло на игру актеров. Они по-иному стали произносить некоторые фразы, после того, как история в скорбных монументах напомнила и о героическом подвиге русских солдат, и о том, что за две недели в январе под Сталинградом погибло сто тысяч немцев! Слова в спектакле: “Это проклятый город, где мы в окружении покинуты Гитлером без всякой помощи” теперь в устах “фашиста” звучат настолько жутко и душераздирающе, что и на глаза зрителей наворачиваются слезы…
…А я, просмотрев спектакль, вспомнила свою беседу с немецкими журналистами, аккредитованными в Москве. Собирая материал о российской действительности, они удивлялись тому, что русские не испытывают ненависти к немецкой нации. Чего не скажешь о европейцах, так и не простивших вторжения в их страны.
|
|