Финансовые контролеры собираются поправить федеральных законодателей
В докладе «Проблемы организации финансового контроля в ходе реформы местного самоуправления» бывший сенатор от Волгоградской области, ныне аудитор Счетной палаты РФ Сергей Агапцов напомнил о том, что 1 января 2006 года станет значительным рубежом в истории России: вступит в силу федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
К этой дате в стране возникнет огромная система из 28 тысяч муниципальных образований, не подконтрольных ни федеральным, ни региональным государственным органам. То есть появится что-то вроде земства, к возрождению которого призвал еще на заре перестройки Александр Солженицын в своей нашумевшей работе «Как нам обустроить Россию». В соответствии с названным законом, каждый орган местного самоуправления должен самостоятельно формировать, утверждать, исполнять и контролировать местный бюджет. Поскольку в распоряжении муниципалитетов окажется почти 40% средств консолидированного бюджета Российской Федерации, возможно нерациональное их использование, особенно ввиду острого дефицита кадров для учреждаемых муниципальных органов. Сергей Агапцов выразил опасение в связи с тем, что муниципалитеты могут не выдержать бремени передаваемых им полномочий и связанной с ними ответственности. Отметив недостатки федерального закона № 131, имеющего, по его мнению, «рамочный» характер, он сделал вывод:
– Необходимо создать внешний финансовый контроль на муниципальном уровне.
Под «внешним» подразумевается контроль со стороны особого органа, в отличие от «внутреннего» административного ведомственного контроля. Между тем существующее федеральное законодательство предусматривает лишь возможность, но отнюдь не обязательность создания муниципальных контрольно-счетных органов (КСО). Не приходится удивляться тому, что ныне КСО имеются лишь в 86 муниципальных образованиях, причем в 2/3 случаев они не имеют статуса юридического лица, существуя в составе других органов, чаще всего представительных. Ясно, что учреждение КСО во всех 28 тысячах создаваемых муниципалитетов – задача практически невыполнимая, тем более по собственной инициативе органов местного самоуправления.
– Учитывая, что в местных бюджетах может не оказаться средств на содержание собственного КСО, целесообразно рассмотреть возможность осуществления контрольно-счетных функций в муниципалитетах КСО субъекта Федерации на договорных началах либо формирования единого КСО нескольких муниципальных образований, – предложил Сергей Агапцов.
Первое предложение Сергея Агапцова особенно активно поддержали другие выступавшие, в частности, ответственный секретарь Ассоциации контрольно-счетных органов России Николай Столяров, который рассказал о безуспешной попытке добиться доработки федерального закона № 131 путем включения в него слов об обязательности создания служб финансового контроля на уровне городских округов (то есть крупных городов) и муниципальных районов через обращение в Государственную думу, не нашедшее поддержки у федеральных законодателей. Он признал нецелесообразным создание контрольно-счетного органа в каждой деревне и высказался за придание соответствующих функций контрольно-счетным органам субъектов Федерации.
О практических шагах в наделении КСО субъекта федерации функциями финансового контроля за муниципалитетами рассказал в своем выступлении председатель научно-методического совета Ассоциации контрольно-счетных органов России, председатель контрольно-счетной палаты Владимирской области Виктор Чечеткин: по его словам, при возглавляемой им палате создан областной общественный совет по внешнему финансовому контролю, в состав которого вошли руководители муниципальных представительных органов.
Более сдержанной оказалась позиция председателя контрольно-счетной палаты Волгоградского горсовета Владимира Гордина, который признал возможной руководящую роль КСО субъекта Федерации только «в части методологии, стандартизации и оказания практической помощи».
Николаем Столяровым был предложен еще один вариант: формирование органов финансового контроля лишь в тех муниципальных образованиях, в которых численность населения превышает 100 тысяч человек.
В итоге участники заседания пришли к однозначному мнению лишь относительно муниципальных КСО в центрах автономных республик, краев и областей: создание их, по словам Владимира Гордина, признано безусловно необходимым, в связи с чем перед федеральными законодателями решено поставить вопрос о внесении изменений в закон № 131. Кроме того, сочли желательным создание муниципальных КСО в городских округах. А что касается муниципальных районов и более мелких образований, то относительно их участники заседания не пришли к единому мнению. Как считает Владимир Гордин, окончательное решение будет выработано в 8-9 июня этого года Красноярске на VIII общероссийской конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. Скорее всего, считает он, будет отдано предпочтение идее создания межмуниципальных советов КСО с помощью областных контрольно-счетных палат, по примеру владимирцев. Рекомендации конференции по доработке закона № 131 будут направлены в Государственную думу.
|