Волков готов гнать «Волну»
В «Мире техники» оценивают общий объем инвестиций в проекты на уровне 3 млрд рублей. Глава компании Николай Волков считает, что номенклатура товаров подобрана так, что проблем со сбытом новой продукции у завода не будет. Подробности проектов Н.Волков рассказывает «ДП»:
– Николай Валентинович, какова сейчас ситуация на заводе?
– Ситуация сложная. Мы купили его полтора года назад в плачевном состоянии. Сейчас нам удается поддерживать его в безубыточном состоянии, немного сократить, но не ликвидировать кредиторскую задолженность. Почти полутысячный коллектив продолжает выпуск дизельных двигателей для бульдозеров, трубоукладчиков и силовых установок для привода бурового оборудования, насосных и компрессорных установок. Но загрузка предприятия составляет менее 10% плановой мощности. Поэтому я поставил перед топ-менеджерами компании задачу – создать для завода стабильный финансовый поток. И уже сегодня готов рассказать, на чем он будет зарабатывать деньги. Это будут четыре разнонаправленных проекта, три из которых объединены машиностроительной тематикой.
– Для начала расскажите, пожалуйста, о проекте, который наиболее глубоко проработан и будет запущен первым.
– Уже в ноябре мы запускаем строительный проект. У московской компании-разработчика купили технологию, апробированную в ряде регионов России. Все материалы и комплектующие для жилых домов – плиты, термоблоки, лестничные марши, стойки, колонны и ригеля – будут выпускаться в заводских условиях, а не на стройплощадке. Сейчас мы завершаем установку оборудования для этого проекта на площади в 6 тыс. квадратных метров. Предварительные переговоры с волгоградскими строителями провели, знаем их планы и потребности. Это люди конкретные, они просят сначала показать продукцию, сертифицировать ее, а потом будут готовы заключать контракты. С нашей стороны в проект будет вложено порядка 300 млн рублей, а ежегодный объем выпуска, который мы сможем выдавать – на уровне 2 млрд рублей.
– Не помешает ли реализации проекта серьезный дефицит цемента как в регионе, так и в стране?
– Это проблема существует давно, и мы подстраховались, предварительно договорившись о поставках с крупными заводами – нашим «Себряковцементом» и новороссийским заводом.
– Название завода «моторостроительный» станет чисто номинальным?
– Ни в коем случае. Один из четырех заявленных нами проектов – профильный. Речь идет о производстве дизельных двигателей мощностью 150-350 лошадиных сил совместно с китайской компанией FAF DE. Для этого проекта у нас есть почти все – оборудование, испытательные станции, специалисты, которые смогут адаптировать китайские технологии, сертифицировать продукцию и продвинуть ее на российский рынок. Мы планируем выпускать до 40 тыс. двигателей в год. Потенциальных заказчиков уже нашли среди производителей дорожной и сельхозтехники, автобусов, тракторов. Их не устраивает продукция Минского завода, а ярославских дизелей на всех не хватает.
Сначала мы планируем выпустить опытную партию в 150 дизелей, что не потребует серьезных инвестиций. А для выхода на проектную мощность вложим около 1,2 млрд рублей в производственные линии и сверхточные станки.
– Это будет чисто сборочное производство?
– Нет, этот и все остальные проекты будут реализовываться с прицелом перехода от крупноузловой к мелкоузловой сборке. И наши китайские партнеры понимают это и готовы вместе с нами изучать, какие детали и узлы можно производить в России, чтобы удешевить конечный продукт.
Такую же политику мы займем и в реализации нашего третьего проекта – организации сборочного производства китайских автомобилей. Мы подписали меморандумы и соглашения с автозаводами Gonow и Ufо, ведем переговоры с более раскрученными в России Jelly и Cherry. С первыми двумя мы уже начали проектировать сборочный конвейер, сейчас идет его привязка к месту. Параллельно поручили дизайнерам разработку нового брэнда для автомобилей – с российским акцентом. Но в дальнейших планах – и китайцы с этим согласны – локализовывать производство узлов и деталей на российских заводах.
– Сколько денег потребует проект?
– Начнем выпуск с 500 автомобилей, потом дойдем до 5 тысяч, а по плану – до 50 тыс. ежегодно. Деньги – порядка полутора миллиардов рублей – будем вкладывать со второго этапа. Финансирование этого проекта, как и всех остальных, будет идти с помощью синдицированных кредитов российских и зарубежных банков. Да и наши партнеры готовы инвестировать часть собственных средств.
– В этом проекте наиболее сложной видится проблема сбыта…
– Понимаем. В наших переговорах с Jelly участвовали представители московской автодилерской компании «Инком-Авто». Они, например, ради эксклюзива на наши автомобили, готовы идти на отсрочки платежа, вводить систему аккредитивов. Подобных договоренностей мы будем искать с другими дилерами. И делиться с ними прибылью.
И о четвертом проекте. Через пару недель мы покажем горожанам, предпринимателям и чиновникам опытный образец маломестного низкопольного городского автобуса «Волна», который собран на нашем заводе. Он надежен и маневренен, идеален для городского центра и стоит дешевле своих аналогов – чуть больше миллиона рублей. У нас амбициозные планы – мы готовы принять участие в муниципальном тендере, победить немцев с их «Фольксвагенами» и вытеснить с городских улиц всем надоевшие «газели».
За эту разработку российских ученых, сделанную специально по заказу Минтранса России, мы заплатили около 120 млн рублей. При этом мы параллельно ведем переговоры с китайской компанией KingLong – они хотят наладить у нас на заводе крупноузловую сборку своих автобусов, которые чуть вместительней наших. Сейчас решаем – браться ли за этот проект.
– Откуда вы планируете брать кадры для таких разноплановых производств?
– Растим своих топ-менеджеров проектов, приглашаем из других городов, берем ыу партнеров на аутсорсинг . С рабочими сложнее. Своих переучиваем, повышаем квалификацию, размещаем заказы в техникумах, училищах и вузах. И даже готовы ставить вопрос перед миграционными службами о квоте для китайцев, владеющих дефицитными специальностями.
– Какие из этих проектов будут реализованы быстрее всего?
– Строительный и автобусный. Проекты с китайцами сопряжены с большим количеством рисков. Зато по всем этим промышленным проектам у нас есть возможность получить правительственные преференции и льготы, если мы докажем их жизнеспособность и перспективность.
Елена ЖУКОВА, «Деловое Поволжье»
|